Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Налоги
-
13.03.2012
- Организация для участия в выставке приобрела каталоги продукции и сувениры с собственным логотипом стоимостью более 100 руб. за штуку включая НДС и буклеты стоимостью менее 100 руб. за штуку включая НДС.
Облагается ли НДС передача рекламной продукции, стоимость которой превышает 100 руб.?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Согласно разъяснениям официальных органов, если расходы на приобретение единицы товара, передаваемого в рекламных целях, превышают 100 рублей, то операции по передаче таких товаров признаются объектом обложения НДС.
Если Ваша организация примет решение не облагать НДС рекламную продукцию для выставки стоимостью более 100 рублей, свою позицию, вероятнее всего, придется отстаивать в суде.
Обоснование вывода:
Передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 рублей, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) согласно пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ при условии, что организация не приняла решение об отказе от применения этой нормы на основании п. 5 ст. 149 НК РФ, а также при условии подтверждения, что передача товара осуществляется в рекламных целях.
В НК РФ не указано, как определять себестоимость рекламных товаров - с учетом "входного" НДС или без. В письме Минфина России от 27.04.2010 N 03-07-07/17 разъясняется, что в целях освобождения от обложения НДС, стоимость товаров, распространяемых в рекламных целях, расходы на приобретение (создание) единицы этих товаров не должны превышать 100 рублей с учетом сумм налога, предъявленных поставщиками таких товаров, или товаров (работ, услуг), приобретаемых для их создания.
В случае если расходы на приобретение (создание) единицы товара, передаваемого в рекламных целях, превышают 100 рублей, то операции по передаче таких товаров признаются объектом обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, письма Минфина России от 25.10.2010 N 03-07-11/424, от 14.04.2008 N 03-07-11/144, от 15.08.2005 N 03-04-05/13, от 22.09.2006 N 03-04-11/178, от 08.12.2009 N 03-03-06/1/792, УФНС России по г. Москве от 09.02.2010 N 16-15/13276).
При этом согласно изменениям, внесенным федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ, с 1 января 2012 года при реализации товаров на безвозмездной основе налоговая база по НДС определяется как стоимость этих товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, предусмотренном ст. 105.3 НК РФ, без включения в них НДС (п. 2 ст. 154 НК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 105.3 НК РФ для целей НК РФ признаются рыночными цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок.
Сумма НДС, начисленная на стоимость безвозмездно переданных товаров (работ, услуг), налоговую базу по налогу на прибыль не уменьшает (письма Минфина России от 28.11.2008 N 03-07-11/371, от 22.09.2006 N 03-04-11/178, постановление ФАС Московского округа от 19.03.2009 N КА-А40/1231-09).
Отметим, что анализ судебной практики показывает, что налогоплательщики в большинстве случаев отстаивают в суде позицию, согласно которой раздача рекламной продукции не облагается НДС независимо от ее стоимости.
Судьи в такой ситуации обращают внимание на то, что стоимость товаров, переданных в рекламных целях, не может рассматриваться как безвозмездная передача товара для целей исчисления НДС в связи с тем, что стоимость данной продукции, приобретенной в рекламных целях, облагается налогом в составе цены реализуемых товаров (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2009 N 09АП-467/2009, ФАС Московского округа от 13.03.2009 N КА-А40/1354-09).
Кроме того, суды, поддерживая позицию налогоплательщика, исходят из того, что невозможно одну и ту же операцию - рекламную раздачу продукции - рассматривать как безвозмездную передачу товара для целей исчисления НДС и как расходы на рекламу для целей исчисления налога на прибыль (постановления ФАС Московского округа от 22.06.2009 N КА-А40/5426-09, от 29.01.2008 N КА-А40/14801-07, Волго-Вятского округа от 31.08.2007 N А11-306/2007-К2-23/55, Восточно-Сибирского округа от 29.03.2007 N А33-11414/2006, Северо-Западного округа от 03.05.2007 N А13-16685/2005-21).
Обратите внимание: приведенные судебные акты рассматривались на основании норм, действовавших до вступления в силу с 01.01.2006 дополнения в пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ в части лимита в 100 рублей.
Примечательно, что и после внесения дополнения с 01.01.2006 арбитражные суды не изменили свою позицию. Так, в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2009 N 09АП-2937/2009 арбитражный суд отклонил довод налогового органа на пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ, пояснив, что отдельное установление исключения из какого-либо правила не дает оснований считать установленным само правило: установление данной нормой с 01.01.2006 исключения из объекта обложения НДС ряда конкретных операций не является основанием считать операции по распространению рекламной продукции, не подпадающие под это исключение, подлежащими налогообложению.
Вместе с тем существует арбитражная практика, из которой следует, что передача товаров участникам рекламных акций не имеет безвозмездного характера. Арбитражный суд указал, что исходя из положений пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ вывод о том, что передача товаров участникам рекламных акций не имеет безвозмездного характера, не имеет правового значения для отнесения спорных операций к объектам обложения НДС, но может иметь значение для определения размера налоговой базы. Даже применение п. 5 ст. 170 НК РФ не освобождает банк от уплаты НДС при передаче рекламной продукции (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21.09.2011 N Ф08-3892/11 по делу N А20-2704/2010).
С учетом изложенного мы считаем, что если Ваша организация примет решение не облагать НДС рекламную продукцию для выставки стоимостью более 100 рублей, свою позицию, вероятнее всего, придется отстаивать в суде.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, профессиональный бухгалтер Каратаева Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга
22 февраля 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним