Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

06.09.2018
ВОПРОС:
Работник организации заключил на свое имя договор об оказании услуг связи с оператором сотовой связи. На сегодняшний день возникла необходимость переоформить указанный договор на организацию-работодателя с тем, чтобы уже она выступала абонентом в отношении соответствующего номера. Работнику была выдана доверенность на представительство от имени работодателя в целях переоформления такого договора. Однако представители оператора сотовой связи отказались переоформлять договор со ссылкой на п. 3 ст. 182 ГК РФ о запрете представительства в отношении себя самого.
Правомерен ли отказ оператора сотовой связи?
ОТВЕТ:

Прежде всего отметим, что гражданское законодательство не оперирует термином "переоформление договора" и, соответственно, не определяет его содержание. Принимая во внимание, что в рассматриваемом случае под наименованием "переоформление договора" понимается изменение лица, являющегося стороной договора на оказание услуг связи, соответствующее действие на практике может быть осуществлено двумя способами: путем расторжения предыдущим абонентом договора на оказание услуг связи и заключения с новым абонентом нового договора на тот же номер, либо путем замены стороны в договоре по правилам, предусмотренным ст. 392.3 ГК РФ, поскольку в договоре об оказании услуг связи абонент является как обязанной, так и управомоченной стороной.
В свою очередь, положения п. 3 ст. 182 ГК РФ, действительно, запрещают лицу, действующему от имени другого лица как представитель по доверенности, заключать сделки от имени представляемого в отношении себя самого, а также других лиц, представителем которых он одновременно является. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены только законом (например, в случае коммерческого представительства (ст. 184 ГК РФ)).
Однако возможность применения п. 3 ст. 182 ГК РФ к отношениям сторон в рассматриваемом случае будет зависеть от выбранного сторонами способа замены абонента, на которого зарегистрирован определенный телефонный номер.
В частности, в том случае, когда абонент-гражданин расторгает заключенный им договор об оказании услуг связи и заключает новый договор от имени организации, являясь представителем этой организации по доверенности, он при совершении указанных действий никогда не выступает одновременно представителем обеих сторон в сделке либо стороной сделки и представителем другой стороны по доверенности. Ведь расторгая предыдущий договор на оказание услуг связи, гражданин будет действовать исключительно от своего имени, поскольку является стороной этого договора, а заключая новый, будет выступать от имени юридического лица как представитель по доверенности. Второй же стороной сделки всегда является оператор сотовой связи, представителем которого гражданин не является, и от его имени договор не заключает.
Если же замена стороны в договоре осуществляется путем передачи ныне действующего договора, заключенного между гражданином и оператором сотовой связи, то согласно ст. 392.3 ГК РФ должны соблюдаться как правила об уступке требования, так и правила о переводе долга. Указанные правила предполагают заключение соглашения об уступке права требования между старым и новым кредитором, а также соглашения о переводе долга между старым и новым должником (п. 1 ст. 382, п. 1 ст. 391 ГК РФ). Следовательно, принимая во внимание, что в рассматриваемом случае планируется передать все права и обязанности по договору об оказании услуг связи от гражданина юридическому лицу, являющемуся его работодателем, то вышеуказанное соглашение о передаче договора должно быть заключено между этим гражданином и указанным юридическим лицом. Иными словами, при "переоформлении" договора данным способом гражданин, действительно, не сможет выступать представителем юридического лица при заключении указанной сделки, поскольку одновременно будет являться ее стороной.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

15 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики