Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

06.09.2018
ВОПРОС:
Органом местного самоуправления заключается договор (с марта 2018 года по март 2019 года), согласно которому предоставляются неисключительные права на программное обеспечение в количестве 16 штук и абонентское обслуживание программного обеспечения в количестве 16 штук (сроком на 12 месяцев). Контрагент выставляет акт оказанных услуг на полную сумму договора (включая предоставление неисключительных прав и абонентское обслуживание). Оплата также осуществляется единовременно на всю сумму договора. Программа ставится на забалансовый счет 01.33 и расходы списываются в течение года на счет 401.20 со счета 401.50. Нужно ли абонентское обслуживание сроком 12 месяцев без выдачи защищенного носителя учитывать на счете 401.50 и ежемесячно списывать затраты на счет 401.20?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы органа местного самоуправления в части абонентского обслуживания программного обеспечения могут быть отражены в бюджетном учете с применением счета 401 50 "Расходы будущих периодов".

Обоснование вывода:
Для учета сумм расходов, начисленных учреждением в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, предназначен счет 401 50 "Расходы будущих периодов" (п. 302 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н).
В частности, на счете 401 50 в случае, когда учреждение не создает соответствующий резерв предстоящих расходов, отражаются расходы, перечисленные в п. 302 Инструкции N 157н. При этом перечень данных расходов исчерпывающим не является и предусматривает дополнение аналогичными по хозяйственному содержанию расходами.
Как показывает анализ положений Инструкции N 157н и Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н, под отчетным периодом разработчики данных документов в различных ситуациях понимают: месяц, квартал или календарный год.
Следовательно, для цели отнесения расходов на будущие периоды в учетной политике учреждения следует определить конкретный отчетный период, например, финансовый год. Однако отчетный период для целей применения счета 401 50 не может составлять более одного финансового года.
Соответственно, учитывая, что в рассматриваемой ситуации договор заключается на 12 месяцев и является переходящим на очередной год, то для отражения расходов, связанных с приобретением абонентского обслуживания, орган местного самоуправления может применить счет 401 50.
Для целей отнесения конкретных начислений к расходам будущих периодов должен выполняться ряд условий, например:
- сумма расходов может быть определена (надежно оценена);
- имеется уверенность в том, что в результате конкретной хозяйственной операции произойдет уменьшение экономических выгод субъекта учета;
- период исполнения обязательств определен;
- выполнение работ (оказание услуг), передача (предоставление) имущественных прав, обеспечение гарантий (компенсаций) осуществляется на протяжении более одного отчетного периода.
Иными словами, учреждение оплачивает некие блага, которые будут использоваться в учреждении в течение нескольких периодов, при этом их приемку можно зафиксировать в текущем периоде.
Кроме того, ведение бухгалтерского учета осуществляется, в частности, с использованием (п. 3 Инструкции N 157н, п. 16 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы...", утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н):
- метода начисления, согласно которому результаты операций признаются в бухгалтерском учете по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций, денежные средства (или их эквиваленты);
- принципа равномерности признания доходов и расходов и допущения временной определенности фактов хозяйственной жизни.
Допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни для целей бухгалтерского учета означает, что объекты бухгалтерского учета признаются в том отчетном периоде, в котором имели место факты хозяйственной жизни, приведшие к возникновению и (или) изменению соответствующих активов, обязательств, доходов и (или) расходов, иных объектов бухгалтерского учета, вне зависимости от поступления или выбытия денежных средств (или их эквивалентов) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.
Следовательно, руководствуясь методом начисления, при выставлении контрагентом акта, в том числе на оказание услуг абонентского обслуживания, в сумме всей стоимости услуги, в бюджетном учете на его основании отражается начисление по кредиту счета 302 26 "Расчеты по прочим работам, услугам" на полную сумму, указанную в акте. А следуя принципу равномерности признания расходов, рассматриваемые расходы целесообразно отнести в дебет счета 401 50 "Расходы будущих периодов".
Наряду с изложенным нельзя не отметить, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, при этом не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ).
Под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни). Под притворным объектом бухгалтерского учета понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки). Не являются мнимыми объектами бухгалтерского учета резервы, фонды, предусмотренные законодательством Российской Федерации, и расходы на их создание (ч. 2 ст. 10 Закона N 402-ФЗ).
В связи с этим следует понимать, что принятие услуг за период, который еще не наступил, например, принятие в 2018 году услуг за весь период действия договора (в данном случае - с марта 2018 года по март 2019 года), может быть квалифицировано как мнимая и притворная сделка. А оплата фактически не оказанных услуг может быть квалифицирована как нецелевое использование средств бюджета (смотрите, например, решение Мещанского районного суда г. Москвы от 23.06.2017 по делу N 12-1355/2017).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

15 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.  

Все консультации данной рубрики