Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

07.09.2018
ВОПРОС:
По представлению прокуратуры администрацией района было принято решение об изменении вида регулярных перевозок по муниципальному маршруту с нерегулируемым тарифом на регулируемый тариф. Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений Закона N 220-ФЗ.
Субсидии на осуществление перевозок в бюджете района не предусмотрено, плату за провоз пассажиров и багажа планируется оставлять в распоряжении подрядчика.
Возможно ли проведение муниципальной закупки по Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в данном случае? Каким образом будет рассчитываться НМЦК?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
По общему правилу закупка работ, связанных с осуществлением регулярных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам, должна осуществляться путем проведения электронного аукциона в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, однако в некоторых случаях, при невысокой цене контракта (НМЦК) и небольшом объеме закупок она может осуществляться путем запроса котировок и у единственного поставщика. Вместе с тем однозначно ответить на вопрос о возможности проведения закупки указанных работ в соответствии с Законом N 44-ФЗ в описанной ситуации не представляется возможным.

Обоснование позиции:
Прежде всего напомним, что в рамках консультирования по вопросам применения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд нами рассматриваются гражданско-правовые вопросы осуществления закупок, определенных Законом N 44-ФЗ. Вопросы же технического и административного характера, в том числе касающиеся обоснования цены, из сферы консультирования исключаются. Однако мы посчитали возможным изложить соображения общего характера относительно описанной в вопросе ситуации.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Согласно ч. 2 ст. 14 Закона N 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе, с учетом положений Закона N 220-ФЗ.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и состоит в том числе из Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ).
Заказчики в соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного контрагента. При этом заказчики выбирают способ определения поставщика в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ и не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).
Пунктом 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ установлено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ. Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить электронный аукцион, утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р. В указанный перечень включена группа 49 ОКПД 2, включающая в том числе услуги по регулярным внутригородским и пригородным перевозкам пассажиров автобусным транспортом (ОКПД 2 49.31.21.110).
Таким образом, закупка работ, связанных с осуществлением регулярных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам, должна осуществляться путем проведения электронного аукциона в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ (письмо Минфина России от 26 октября 2017 г. N 24-01-10/70490 "О рассмотрении обращения", постановление Шестого ААС от 22 мая 2018 г. N 06АП-1852/18).
В то же время заказчик вправе осуществлять закупку указанных работ путем проведения запроса котировок, запроса предложений у единственного контрагента с учетом требований Закона N 44-ФЗ (ч.ч. 2, 3 ст. 59 Закона N 44-ФЗ, письмо Минфина России от 26 октября 2017 г. N 24-01-10/70490 "О рассмотрении обращения"). Напомним, по общему правилу заказчик вправе проводить запрос котировок при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) не превышает 500 тыс. руб., при этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 100 млн руб. (ч. 2 ст. 72, ч. 2 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ). А согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ допускается закупка у единственного контрагента в зависимости только от суммы закупки (цены заключаемого контракта) - до 100 тыс. руб. При этом годовой объем закупок не должен превышать 2 млн руб. или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн руб.
2. В силу ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг. Согласно ч. 7 ст. 14 Закона N 220-ФЗ если документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, или государственным или муниципальным контрактом (в случае осуществления закупок таких работ у единственного подрядчика) предусматривается предоставление подрядчику субсидий в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ, НМЦК, цена контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, формируются с учетом указанных субсидий.
НМЦК и цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются в соответствии с положениями ст. 22 Закона N 44-ФЗ. При этом согласно ч. 21.2 указанной статьи особенности определения НМЦК на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, устанавливаются федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Минтрансом России в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.10.2016 N 1028 утвержден Порядок определения НМЦК, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Порядок) (приказ Министерства транспорта РФ от 8 декабря 2017 г. N 513). Следовательно, расчет НМЦК в целях заключения контракта на выполнение указанных работ должен производиться в соответствии с Порядком.
Отметим, что указанный Порядок включает две основные формулы определения НМЦК. Как указано в п. 3 Порядка, выбор формулы зависит от того, кому перечисляется плата за проезд пассажиров и провоз багажа - заказчику либо контрагенту. При этом формула, применяемая во втором случае, включает размер субсидий, которые будут предоставлены подрядчику в целях компенсации недополученных доходов от предоставления льгот на проезд пассажиров или части затрат на выполнение предусмотренных контрактом работ. Таким образом, Закон N 220-ФЗ и Порядок предусматривают механизм компенсации "выпадающих" доходов подрядчиков при выполнении указанных работ.
В то же время обнаружить нормативный правовой акт Оренбургской области о назначении и размерах субсидий, предоставляемых подрядчикам в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ, нам не удалось. Официальных разъяснений и правоприменительной практики по вопросу расчета НМЦК в том числе в целях заключения контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам, в случае нерентабельности организуемых автобусных маршрутов и отсутствия субсидирования, предусмотренного нормативными актами субъекта Федерации либо муниципального образования, нам найти также не удалось.
Таким образом, однозначно ответить на вопрос о возможности проведения закупки указанных работ в соответствии с Законом 44-ФЗ в описанной ситуации не представляется возможным.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

15 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики