Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
28.06.2011
- Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ ограничивает размер вознаграждения (бонуса, премии) за приобретение определенного количества товаров (не более 10%). Планируется заключить между поставщиком и торговой сетью договор поставки, предусматривающий бонус в размере 10%, а также параллельно договор возмездного оказания услуг по продвижению продукции, стоимость которого составляет 3% от закупленного объема. Правомерно ли заключение договоров с указанными условиями?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
На наш взгляд, указанный в вопросе способ оформления отношений не соответствует законодательству.
Обоснование позиции:
В силу п. 1 и п. 4 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК РФ).
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации регламентируются Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
В соответствии с ч. 4 ст. 9 этого Закона соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер этого вознаграждения не может превышать 10% от цены приобретенных продовольственных товаров.
Включение в цену договора поставки продовольственных товаров иных видов вознаграждения за исполнение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, условий этого договора и (или) его изменение запрещено (ч. 6 ст. 9 Закона N 381-ФЗ).
Не могут включаться в договор поставки продовольственных товаров и условия о совершении покупателем в отношении поставленных продовольственных товаров определенных действий, об оказании услуг по рекламированию товаров, маркетингу и подобных услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров (ч. 12 ст. 9 Закона N 381-ФЗ). В то же время, в силу ч. 11 той же статьи, услуги по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и подобные услуги, направленные на продвижение продовольственных товаров, могут оказываться покупателем на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг.
В силу ст. 783, п. 1 ст. 709 ГК РФ в договоре возмездного оказания услуг указываются цена оказываемых услуг или способы ее определения. При отсутствии в договоре таких указаний цена определяется в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК РФ.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (п. 1 ст. 424 ГК РФ). Поскольку цена услуг, указанных в ч. 11 ст. 9 Закона N 381-ФЗ, не является регулируемой, она может быть определена в договоре любым образом. Так, например, на наш взгляд, не противоречит ГК РФ и Закону N 381-ФЗ условие договора о том, что цена таких услуг определяется в зависимости от объема товаров, реализованных исполнителем третьим лицам.
Однако если договором об оказании услуг по продвижению продукции, заключенным между поставщиком и торговой организацией, предусмотрено, что цена услуг определяется исключительно исходя из объема продовольственных товаров, приобретенных торговой организацией у поставщика, такое условие, на наш взгляд, может рассматриваться как не соответствующее законодательству. Поясним, почему.
Предусмотренный ч. 11 ст. 9 Закона N 381-ФЗ договор имеет самостоятельный предмет. Права и обязанности сторон, возникающие из этого договора, никак не связаны с исполнением обязательств, связанных с договором поставки продовольственных товаров, заключенным между сторонами. При указанных же в вопросе обстоятельствах сумма, подлежащая уплате исполнителю (покупателю) по договору об оказании услуг по продвижению продукции, не зависит от того, оказывались ли какие-либо услуги по этому договору, а по существу представляет собой дополнительное вознаграждение покупателя в связи с приобретением им определенного количества продовольственных товаров. Сказанное, на наш взгляд, свидетельствует о том, что действительной целью заключения договора возмездного оказания услуг на указанных условиях является намерение сторон прикрыть другую сделку, а именно увеличение размера предусмотренного договором поставки вознаграждения покупателя. В связи с этим такой договор возмездного оказания услуг может быть квалифицирован как притворная сделка (ст. 170 ГК РФ). К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа сделки, применяются относящиеся к ней правила. Поэтому, если суммарное вознаграждение покупателя, предусмотренное указанными в вопросе договорами, превышает 10% от цены приобретенных товаров, это может рассматриваться как нарушение Закона N 381-ФЗ, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.42 КоАП РФ.
Судебной практики по аналогичным ситуациям нам обнаружить, к сожалению, не удалось.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Карасевич Любовь
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним