Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
11.09.2018
- Существует ли возможность для муниципального заказчика заключить контракт с единственным поставщиком в ситуации, когда проведение конкурентной процедуры нецелесообразно ввиду срочности и важности закупаемых работ, в том числе без соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) (например, в случае ремонта теплотрассы и других важных объектов)? Какая ответственность предусмотрена за заключение договора заказчиком без соблюдения требований Закона N 44-ФЗ?
1. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ (далее также - Закон) данный нормативно-правовой акт регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в части, касающейся прежде всего заключения гражданско-правовых договоров, предметом которых являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 1, 2.1, 4 и 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ (далее - контракт).
Органы местного самоуправления, в силу ч. 1 ст. 1, п.п. 3, 6, 8 ст. 3 Закона N 44-ФЗ, являются муниципальными заказчиками и обязаны руководствоваться Законом при заключении гражданско-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг во всех случаях, помимо прямо оговоренных в данном Законе. То есть в случае возмездного приобретения органом местного самоуправления товаров, работ, услуг такое приобретение должно осуществляться с соблюдением закупочных процедур, установленных Законом*(1).
Отметим, что гражданско-правовой договор, заключенный без соблюдения требований Закона, может быть признан судом недействительным (п. 1 ст. 166, п. 1 ст. 168 ГК РФ, п.п. 74-76 постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. N 25, постановление Шестнадцатого ААС от 16 июля 2018 г. N 16АП-2252/18, постановление Одиннадцатого ААС от 23.05.2016 N 11АП-5242/16). При этом заключение договора без соблюдения требований Закона влечет административную ответственность для заказчика и его должностных лиц (ст.ст. 7.29-7.32 КоАП РФ, постановление УФАС по Орловской области от 15 февраля 2018 г. N 229-17, решение УФАС по Смоленской области от 25 августа 2016 г. N 06-16).
2. Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - контрагент) или осуществляют закупки у единственного контрагента. При этом заказчики выбирают способ определения контрагента в соответствии с положениями главы 3 Закона и не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (ч. 1, ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).
Закупка у единственного контрагента осуществляется заказчиком только в определенных Законом случаях. Большинство пунктов ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ требуют наличия особых обстоятельств, делающих закупку иным способом фактически невозможной или очевидно нецелесообразной (ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Только п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ допускают выбор этого способа определения контрагента в зависимости только от суммы закупки (цены заключаемого контракта) - 100 тыс. руб. по общему правилу и 400 тыс. руб. для заказчиков, перечисленных в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ - и доли закупки на основании данных пунктов в совокупном годовом объеме закупок.
Таким образом, закупка у единственного контрагента может быть осуществлена, только если она подходит под основания, указанные в ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. При этом указанная норма не содержит такого общего основания, как "срочность осуществления закупки", либо сформулированного подобным образом основания.
В то же время отметим, что заказчик вправе осуществлять закупки у единственного контрагента на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в том числе вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), непреодолимой силы. Закупка по указанному основанию может быть осуществлена при условии, что применение иных способов определения контрагента, требующих затрат времени, нецелесообразно и закупается такое количество товара, объем работ, услуг, которые необходимы для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации или непреодолимой силы*(2). Между тем при закупке для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации необходимо учитывать, что закупаемые товары, работы, услуги не должны быть включены в соответствующий Перечень - в противном случае закупка должна производиться путем запроса котировок в порядке, определенном ст.ст. 80-82 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, если у заказчика отсутствуют основания для закупки по указанному основанию у единственного контрагента, осуществить необходимую закупку заказчик должен посредством конкурентной процедуры либо на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Отметим, что заключение контракта с единственным контрагентом в нарушение требований Закона, на наш взгляд, в зависимости от обстоятельств может быть квалифицировано как правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.ч. 1 и 2 ст. 7.29 КоАП РФ (решение ФАС России от 20 июля 2016 г. N П-133/16, решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 4 мая 2017 г. по делу N 7/2-190/2017). Добавим также, что хотя уголовная ответственность собственно за нарушения в сфере контрактной системы в УК РФ не предусмотрена, однако, в зависимости от обстоятельств, должностные лица заказчика могут быть привлечены к ответственности, в том числе по ст. 285.1 УК РФ (Нецелевое расходование бюджетных средств).
Рекомендуем ознакомиться с дополнительными материалами:
- Энциклопедия решений: Закупка по Закону N 44-ФЗ у единственного поставщика вследствие ЧС, непреодолимой силы и необходимости оказания медпомощи;
- Энциклопедия решений: Порядок закупки на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
24 августа 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее этот вопрос рассмотрен в следующем материале: Энциклопедия решений. Сфера действия Закона N 44-ФЗ: общее правило.
*(2) Подробнее смотрите Вопрос: Согласно п. 9 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ ...Необходимо ли такую закупку вносить в план закупки и план-график? Обязательно ли для осуществления такой закупки авария должна быть природного или техногенного характера, или она может быть бытовой аварией (прорыв силового кабеля, прорыв трубы водоснабжения)?".
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним