Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

11.09.2018
ВОПРОС:
При капитальном ремонте здания образовался строительный мусор (сверх заложенного по договору). На вывоз строительного мусора будет заключен договор. Сметным расчетом на проведение капитального ремонта предусмотрен также вывоз образовавшегося в ходе работ строительного мусора определенного объема (куб. м). Именно этот объем подрядчик вывез. Но мусор, оставшийся сверх этого объема, придется вывозить, заключив другой договор. По какому КВР и коду КОСГУ следует отразить вывоз дополнительного объема мусора? Учитывая происхождение мусора (при проведении капитального ремонта), возможно ли в такой ситуации отнести расходы на КВР 243?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если общий (сводный) сметный расчет капитального ремонта включает в себя работы по вывозу всего объема строительного мусора, при этом по договору, указанному в вопросе, согласно локальному сметному расчету к нему вывезена лишь часть этого объема, учреждение вправе заключить другой договор на вывоз оставшейся части мусора, отразив эти расходы по коду 243. В ином случае расходы могут быть отражены по элементу вида расходов 244. В случае заключения договора на вывоз мусора, последующая утилизация (размещение, захоронение) которого является обязанностью исполнителя, расходы по нему отражаются по подстатье 225 КОСГУ.

Обоснование вывода:
Согласно Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), отнесение расходов на тот или иной код бюджетной классификации должно осуществляться прежде всего исходя из экономического содержания хозяйственной операции, определяемой предметом контракта (договора). Перечень и правила применения кодов видов расходов для всех учреждений государственного сектора едины и приведены в пп. 5.1.2 п. 5.1 раздела III Указаний N 65н.
В соответствии с нормами Указаний N 65н с применением элемента видов расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества" отражаются расходы бюджетов бюджетной системы РФ на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а также расходы государственных (муниципальных) учреждений по капитальному ремонту и реставрации государственного (муниципального) имущества.
В свою очередь расходы бюджетов и учреждений на закупку товаров, работ, услуг, не отнесенные согласно Указаниям N 65н к иным элементам видов расходов, отражаются по элементу 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг".
К контрактам на выполнение работ по капитальному ремонту зданий и сооружений применяются правила Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) о договоре строительного подряда (п. 2 ст. 740 ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. Техническая документация для строительных работ разрабатывается в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (далее - Положение N 87)*(1).
Согласно Методике определения стоимости строительной продукции МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя РФ от 05.03.2004 N 15/1, смета представляет собой перечень работ с указанием их стоимости и единиц измерения объемов работ. Для определения сметной стоимости составляется сметная документация, состоящая из локальных смет, локальных сметных расчетов, сметных расчетов на отдельные виды затрат, сводных сметных расчетов стоимости строительства (ремонта) и иных документов. Локальные сметы относятся к первичным сметным документам и составляются на отдельные виды работ и затрат на основе объемов, определившихся при разработке рабочей документации.
Таким образом, в рамках общей сметы капитального ремонта может быть составлено несколько локальных смет (сметных расчетов) на отдельные виды работ, которые будут выполняться разными контрагентами на основании договора (контракта), заключенного с каждым из них.
Расходы по вывозу строительного мусора с площадки после окончания строительства объекта входят в состав накладных расходов подрядчика по организации работ на строительных площадках, в частности, по подготовке объектов строительства к сдаче, и включаются в сметный расчет строительных работ*(2).
Будучи включенными в общую смету работ по капитальному ремонту, расходы по вывозу строительного мусора обоснованно могут быть отражены с применением элемента вида расходов 243, даже если будет осуществляться разными контрагентами по разным договорам (контрактам), предусматривающим выполнение определенных работ (включая вывоз строительного мусора) или только его вывоз в соответствии с локальными сметами.
Таким образом, если в рассматриваемой ситуации общий (сводный) сметный расчет капитального ремонта включает в себя работы по вывозу всего объема строительного мусора, при этом по договору, указанному в вопросе, согласно локальному сметному расчету к нему вывезена лишь часть этого объема, учреждение вправе заключить другой договор на вывоз оставшейся части мусора, отразив эти расходы по коду 243.
Однако если общая смета предусматривает лишь вывоз того объема строительного мусора, который и был вывезен по указанному в вопросе договору, то расходы по вывозу дополнительного объема мусора не могут рассматриваться как относящиеся к капитальному ремонту. В соответствии с положениями Указаний N 65н такие расходы могут относиться на код вида расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг".
Порядок применения статей (подстатей) КОСГУ определяется положениями Раздела V Указаний N 65н, согласно которым учреждения в рамках заключенных договоров, предметом которых являются уборка территории учреждения от грязи, мусора, снега и пр., а также вывоз мусора, отходов и их последующая утилизация (размещение, захоронение), отражаются по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.
При этом в рамках отдельного договора на оказание услуг и работ по утилизации, захоронению различных видов отходов расходы отражаются по подстатье 226 "Прочие работы, услуг" КОСГУ.
Таким образом, если в рассматриваемой ситуации учреждением заключается договор на вывоз мусора, последующая утилизация (размещение, захоронение) которого являются обязанностью исполнителя, то расходы по данному договору могут быть отражены по элементу вида расходов 244 в увязке с подстатьей 225 КОСГУ.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Внесение изменений в техническую документацию по договору строительного подряда;
- Энциклопедия решений. Документальное оформление расходов при осуществлении капитального строительства подрядчиком (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

23 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) До 24 июля 2018 года применялась также Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденная приказом Госстроя России от 29.10.2002 N 150 (СНиП 11-04-2003).
*(2) Смотрите, например, Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве МДС 81-33.2004, утвержденные постановлением Госстроя РФ от 12.01.2004 N 6, положения которого распространяются также на объекты капитального ремонта зданий и сооружений.

 

Все консультации данной рубрики