Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
17.09.2018
- Бюджетное учреждение работает по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Основная часть муниципальных контрактов заключается на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов.
Федеральный закон от 31.12.2017 N 504-ФЗ установил обязанность заказчиков размещать в ЕИС отчет о результатах отдельного этапа исполнения контракта в случае, если предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, информацию о выполненной работе. В контрактах учреждения этапы выполнения работ не выделены. Работы выполняются в один этап. Вместе с тем в разделе контракта об оплате предусмотрена периодическая оплата за объемы выполненных работ на основании представленных подрядчиком форм. В контрактах не указано на поэтапное выполнение работ, не выделены этапы с перечнем конкретных видов работ и сроков их выполнения.
Необходимо ли заказчику на основании Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ размещать в ЕИС отчет и информацию по факту каждой оплаты за выполненный объем работ в ходе исполнения контракта?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
На наш взгляд, приведенные в вопросе условия сами по себе не свидетельствуют о поэтапном исполнении контракта, а из законодательства следует, что размещение отчетов об исполнении этапов контракта требуется только в тех случаях, когда условия контракта прямо предусматривают конкретные этапы его исполнения.
Однако, учитывая правоприменительную практику, полагаем, что в случаях, если контрактом этапы исполнения не предусмотрены, но оплата или приемка исполненного по контракту осуществляются с определенной периодичностью (еженедельно, ежемесячно и т.п.), во избежание неблагоприятных последствий заказчикам целесообразно размещать в ЕИС отчеты об исполнении этапов контракта по мере периодически осуществляемой частичной оплаты или приемки по таким контрактам.
Обоснование позиции:
С 01.07.2018 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ изменились положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Закон N 44-ФЗ), касающиеся в том числе порядка исполнения контракта.
Так, ч. 9 ст. 94 Закона N 44-ФЗ теперь предусматривает, что результаты отдельного этапа исполнения контракта отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе (далее - ЕИС), только в случаях, если предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или цена контракта превышает один миллиард рублей.
На основании ч. 11 ст. 94 Закона N 44-ФЗ Правительством РФ было утверждено Положение о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (далее - Положение).
Определения понятия "этап исполнения контракта" не содержит ни Закон N 44-ФЗ, ни Положение, ни иные нормативные акты. ГК РФ, на нормах которого в том числе основан Закон N 44-ФЗ, предусматривает выделение только этапов работ в договоре подряда (п. 1 ст. 708, п. 1 ст. 753 ГК РФ). В связи с этим следует учитывать разъяснения, содержащиеся в п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51 по этапам работ по договору строительного подряда, из которых следует, что приемка результатов отдельных работ, то есть не результатов всех работ по договору в целом, может рассматриваться как приемка этапов, только если такие этапы предусмотрены договором.
Суды сходятся во мнении, что из положений ст. 753 ГК РФ следует, что о согласовании условия о принятии исполнения обязательства по частям свидетельствует согласование сторонами в договоре строительного подряда именно этапов работ, которые могут быть индивидуализированы и приняты заказчиком (смотрите, например, постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2017 N 15АП-930/17; Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2018 N 19АП-7842/17; Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.09.2017 N Ф08-6335/17 по делу N А32-43569/2016). При выполнении строительных работ на поэтапной основе в тексте договора строительного подряда должны быть закреплены следующие условия: в договоре должно быть указано на поэтапное выполнение работ, в договоре должны быть выделены этапы с перечнем конкретных видов работ и сроков их выполнения. Верховный Суд РФ в п. 17 постановления Пленума от 22.11.2016 N 54 указывает, что делимость предмета обязательства сама по себе не создает обязанности кредитора принять исполнение по частям.
Таким образом, выделение отдельных этапов исполнения контракта на выполнение работ зависит, как мы полагаем, от условий конкретного контракта. Если специфика отношений по объективным причинам не позволяет выделить этапы выполнения работ, подписание промежуточных актов приемки может, на наш взгляд, служить только для проведения расчетов. Ни такие акты, ни осуществляемые по результатам подписания актов расчеты, как нам представляется, не должны рассматриваться как указывающие на поэтапное исполнение контракта. Условие контракта о периодической оплате не свидетельствует о том, что контракт исполняется поэтапно, а значит, по таким контрактам у заказчика формально отсутствует необходимость отражать сведения об исполнении этапов в соответствующем отчете.
Вместе с тем нужно учитывать, что на сегодняшний день в правоприменительной практике сформирован подход, согласно которому если условиями контракта этапы его исполнения (в том числе этапность оплаты) не предусмотрены, но приемка и оплата производятся с определенной периодичностью, то такие приемка и оплата свидетельствуют о выделении отдельных этапов в контракте. По результатам такой частичной приемки, оплаты и экспертизы работы (товара, услуги) необходимо составлять и размещать в ЕИС отчет об исполнении отдельного этапа контракта (смотрите, например, письма Минфина России от 05.03.2018 N 24-03-07/14504, от 01.11.2017 N 24-03-07/72081, от 15.09.2017 N 24-03-07/61189; Федерального казначейства от 30.05.2014 N 42-5.7-09/5; Минэкономразвития России от 11.06.2015 N Д28и-1757 (по вопросу 3.1), от 20.05.2015 N Д28и-1442, от 17.03.2015 N Д28и-563). Такая позиция находила поддержку и у некоторых судов (постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 30.12.2016 N 02АП-10158/16, Верховного Суда Республики Коми от 20.04.2017 N 4А-65/2017).
Учитывая, что в связи с поправками, внесенными в ч. 9 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, изменился лишь перечень категорий контрактов, об исполнении этапов которых заказчики обязаны размещать в ЕИС отчеты, а содержание понятия "этап исполнения контракта" не конкретизировано, полагаем, что во избежание неблагоприятных последствий заказчикам целесообразно учитывать описанный подход, представленный в правоприменительной практике. Иными словами, даже если контрактами, перечисленными в указанной норме, этапы исполнения не предусмотрены, следует размещать в ЕИС отчеты об исполнении этапов контракта по мере периодически осуществляемой частичной оплаты или приемки по таким контрактам.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Червинская Анастасия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
30 августа 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним