Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

18.09.2018
ВОПРОС:
Администрацией города (вышестоящим органом) муниципальному казенному учреждению из казны в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю, на праве оперативного управления передано следующее имущество: обелиск, мемориальные плиты воинам Великой Отечественной войны, мемориальный комплекс захоронений местных писателей. Все имущество относится к категории движимого имущества. Передача имущества оформлена актом приема-передачи, однако стоимость передаваемого имущества в акте не указана (передача оформлена в количественных показателях). Уточнить стоимость полученного имущества у передающей стороны не представляется возможным.
Как в бюджетном учете казенного учреждения учесть закрепленное на праве оперативного управления имущество и по какой стоимости?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если муниципальным казенным учреждением будет принято решение о принятии имущества без указания стоимости, то вариант отражения в бухгалтерском учете такого объекта следует предусмотреть в рамках формирования учетной политики. Первоначально основное средство может быть принято к учету по нулевой стоимости в корреспонденции со счетом 1 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты".

Обоснование вывода:
Передача казенному учреждению имущества из состава казны связана с возникновением права оперативного управления (ст. 296 ГК РФ).
В соответствии с п. 24 СГС "Основные средства" получение объектов основных средств от собственника (учредителя), иного учреждения госсектора подлежит признанию в бюджетном учете в оценке, определенной передающей стороной (собственником (учредителем) - по стоимости, отраженной в передаточных документах. Согласно п. 29 Инструкции N 157н передача (получение) объектов государственного (муниципального) имущества осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременным принятием к учету суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации (в случае наличия).
Таким образом, обязанность определения балансовой (фактической) стоимости имущества, находящегося в составе казны, изначально находится в компетенции передающей стороны. Чтобы минимизировать риски, которые могут возникнуть со стороны контролирующих органов, муниципальному казенному учреждению следует обратиться с официальным запросом к администрации города о предоставлении данной информации.
Иными словами, из состава имущества казны должны передаваться объекты основных средств по уже сформированной стоимости с одновременной передачей (при наличии) сумм ранее начисленной амортизации. Соответственно, в учете принимающей стороны получение из казны объектов основных средств должно быть отражено на счетах 101 00 "Основные средства", 104 00 "Амортизация" именно по стоимости, указанной в первичных документах передающей стороны.
Отметим, что в случае, если казенным учреждением будет принято решение о принятии имущества без стоимости, то порядок отражения такого объекта на счетах бухгалтерского учета следует определить самостоятельно в рамках формирования учетной политики.
В рассматриваемой ситуации принятие имущества из казны в муниципальном казенном учреждении осуществляется в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств. При этом в соответствии с нормами Инструкции N 191н расчеты по счету 1 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты" являются консолидируемыми. Так, на основании п. 23 Инструкции N 191н Справка (ф. 0503125) формируется, в том числе получателем бюджетных средств, для определения взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании главным распорядителем, распорядителем бюджетных средств, финансовым органом консолидированных форм бюджетной отчетности. В связи с чем предполагаем, что в целях консолидации показателей казенному учреждению следует первоначально отразить показатели на счетах бухгалтерского учета таким образом, чтобы они совпадали с данными передающей стороны, то есть по нулевой стоимости:
Дебет КРБ 1 101 ХХ 310 Кредит КРБ 1 304 04 310
- отражено принятие к бюджетному учету основных средств, поступивших из казны в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств по нулевой стоимости.
В то же время материальные ценности подлежат признанию в бюджетном учете в составе основных средств при условии, что субъектом учета прогнозируется получение от ее использования экономических выгод или полезного потенциала и первоначальную стоимость материальной ценности как объекта бухгалтерского учета можно надежно оценить (п. 8 СГС "Основные средства"). Получается, что при указанном выше варианте учета полученные основные средства не в полной мере будут соответствовать понятию "актив", так как стоимость их не оценена.
В сложившихся обстоятельствах конкретную ситуацию можно рассмотреть в качестве необменной операции, т.е. операции, в ходе которой субъект учета получает активы без непосредственного предоставления в обмен активов, сопоставимых по денежной величине (денежным эквивалентам) (п. 7 СГС "Основные средства"). В соответствии с п. 25 Инструкции N 157н первоначальной (фактической) стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением по необменной операции, является их текущая оценочная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, признаваемая справедливой стоимостью указанного объекта, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования (смотрите также п. 22 СГС "Основные средства").
Основными методами определения справедливой стоимости для различных видов активов и обязательств являются (п. 54 СГС "Концептуальные основы"):
- метод рыночных цен;
- метод амортизированной стоимости замещения.
Для определения справедливой стоимости соответствующего вида актива или обязательства используется метод, который наиболее применим и позволяет достоверно оценить справедливую стоимость соответствующего объекта бухгалтерского учета, либо метод, предусмотренный для соответствующего объекта бухгалтерского учета, нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Следовательно, в данной ситуации казенному учреждению необходимо урегулировать порядок определения стоимостных оценок объектов имущества, полученных в рамках необменных операций, в том числе получения объектов имущества по распоряжению его собственника без указания стоимостных оценок (смотрите раздел 2 Методических указаний, доведенных письмом Минфина России от 15.12.2017 N 02-07-07/84237).
При этом отражение в бюджетном учете справедливой стоимости объекта может сопровождаться следующей записью:
Дебет КРБ 1 101 ХХ 310 Кредит КДБ 1 401 10 189.
Однако следует обратить внимание, что в текстовой части Пояснительной записки (ф. 0503160) целесообразно раскрыть информацию о получении имущества из казны без указания стоимости и о процедуре последующей оценки объекта до справедливой стоимости, в том числе и корреспонденции счетов, применяемые для отражения данной ситуации.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

28 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики