Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
19.09.2018
- Учреждение культуры (филармония) приобретает мундштуки, сурдины, эсы для музыкальных инструментов. Как объясняют музыканты, это считается запасными частями к музыкальным инструментам, но они металлические и прослужат очень долго. Также музыкальные инструменты при покупке идут в комплекте с мундштуками и сурдинами, а перечисленное приобретается дополнительно для разного звучания. Также на балансе учреждения есть часть музыкальных инструментов, и к ним покупаются сурдины и мундштуки дополнительно. Также отдельно будут приобретаться эсы для фаготов. Это тоже считается запасной частью для музыкального инструмента - фагота, но это дорогостоящая часть (более 100 тыс. руб.), как самостоятельный объект служить не может. Музыканты могут использовать разные эсы к фаготу, то есть в разных музыкальных произведениях крепятся разные эсы, также и мундштуки, сурдины. Конкретно к одному музыкальному инструменту не поставить на удорожание. Как отразить запасные части в учете: отнести на основные средства или они должны отражаться как материальные запасы?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поименованные в вопросе мундштуки, сурдины и эсы соответствуют отдельным критериям, позволяющим отнести их к основным средствам. Если при этом срок их полезного использования составляет более 12 месяцев, они могут быть отнесены к основным средствам, менее 12 месяцев - к материальным запасам. Решение об учете рассматриваемого имущества в составе основных средств или материальных запасов принимается комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов и оформляется соответствующим актом.
Обоснование вывода:
При принятии решения об отнесении имущества к той или иной группе нефинансовых активов комиссии по поступлению и выбытию активов учреждения (далее - профильная комиссия) необходимо руководствоваться положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н (далее - СГС "Основные средства"), а также нормами Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н).
При принятии решения Комиссия руководствуется положениями*(1) п.п. 38, 39, 45 Инструкции N 157н и п. 7 раздела II, разделом III СГС "Основные средства"). Так, объектом основных средств признается объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы (п. 10 СГС "Основные средства"). При этом одним из главных критериев отнесения объекта к основным средствам является срок его полезного использования: он должен быть более 12 месяцев, а вот стоимость объекта имущества при отнесении его к основным средствам или материальным запасам значения не имеет.
Вместе с тем в соответствии с положениями СГС "Основные средства" объекты нефинансовых активов не могут быть отнесены к основным средствам в том случае, если они должны учитываться в составе материальных запасов в соответствии с требованиями п. 99 Инструкции N 157н (смотрите также раздел 3 Методических рекомендаций по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", доведенных письмом Минфина России от 15.12.2017 N 02-07-07/84237).
Важным новшеством является то, что теперь в составе объектов основных средств может быть учтена материальная ценность при условии, что субъектом учета прогнозируется получение от ее использования экономических выгод или полезного потенциала и первоначальную стоимость материальной ценности, как объекта бухгалтерского учета, можно надежно оценить (п. 8 СГС "Основные средства").
Мундштук, сурдина и эс являются сменными приспособлениями для духовых музыкальных инструментов, выполняющими ряд функций в общем процессе звукообразования на конкретном инструменте с одновременным устранением ощутимых физических нагрузок на исполнительский аппарат музыканта.
В рассматриваемой ситуации мундштуки, сурдины и эсы не являются обязательной составляющей музыкального инструмента, а представляют собой дополнительное приспособление, используемое периодически (при необходимости). При этом музыкальный инструмент может выполнять свои функции самостоятельно, без указанного приспособления, а каждый мундштук, сурдина или эс могут быть использованы не только одним исполнителем на одном конкретном инструменте. То есть указанные приспособления выполняют определенные самостоятельные функции - каждое из них может быть откреплено (демонтировано) без ущерба для него самого и для музыкального инструмента и установлено на другой аналогичный инструмент.
Анализ имеющейся в открытом доступе информации производителей приспособлений и аксессуаров для музыкальных инструментов показал, что в зависимости от материала, из которого они изготовлены, и иных особенностей производства, указанные приспособления могут иметь различные функциональные и эксплуатационные характеристики, в том числе разный срок полезного использования - от 6 месяцев до 3 лет.
Таким образом, с одной стороны, поименованные в вопросе мундштуки, сурдины и эсы соответствуют отдельным критериям, позволяющим отнести их основным средствам: в частности, учреждение может прогнозировать от их использования получение полезного потенциала, приспособления предназначены для выполнения определенной самостоятельной функции, может использоваться неоднократно или постоянно.
Однако с учетом срока полезного использования поименованные приспособления могут в равной степени быть отнесены как к основным средствам, так и к материальным запасам. Так, если срок полезного использования каждого из мундштуков, сурдин и эсов составляет более 12 месяцев, они относятся к основным средствам, менее 12 месяцев - к материальным запасам.
Подчеркнем, что любое решение об отнесении материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов является субъективным и основывается на профессиональном суждении конкретных должностных лиц учреждения, в котором будет осуществляться использование имущества, с учетом специфики и интенсивности эксплуатации каждого объекта. Более того, специалисты финансового ведомства в своих разъяснениях также указывают, что такие решения относятся исключительно к компетенции сотрудников госучреждения, которые обладают полной и достоверной информацией, необходимой для их принятия (смотрите, например, письма Минфина России от 11.11.2013 N 02-06-010/48099, от 27.02.2012 N 02-07-10/534). Данный принцип не изменился и после вступления в силу федеральных стандартов.
Во избежание претензий со стороны органов финансового контроля в учреждении должен быть обеспечен единый подход к отнесению приобретаемых материальных ценностей к объектам основных средств либо к материальным запасам, зафиксированный локальным нормативным актом (учетной политикой).
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Срок полезного использования основных средств (для госсектора);
- Энциклопедия решений. Статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" и 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ;
- Энциклопедия решений. Срок полезного использования основных средств (для госсектора).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина
Ответ прошел контроль качества
27 августа 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробнее смотрите в материале Энциклопедия решений. Основные средства. Счет 101 00 (для госсектора).
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним