Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

21.09.2018
ВОПРОС:
Все ли сотрудники предприятия пищевой промышленности (г. Москва), занимающейся производством алкогольных напитков, должны оформлять личные медицинские книжки? Распространяется ли обязанность по оформлению личных медицинских книжек на офисных сотрудников и руководство компании?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Оформление личных медицинских книжек работникам организаций пищевой промышленности (работникам, занимающим руководящие должности, и офисным работникам), чья трудовая деятельность не связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, не является обязательным.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 5 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки.
На основании части второй ст. 213 ТК РФ и п. 14 Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н (часть четвертая ст. 213 ТК РФ), обязательные медицинские осмотры проходят работники, осуществляющие работы в организациях пищевой промышленности, где имеется контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, реализации, в том числе работы по санитарной обработке и ремонту инвентаря, оборудования, а также работы, где имеется контакт с пищевыми продуктами при транспортировке их на всех видах транспорта*(1). Аналогичное положение содержится и в ст. 23 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ), а также п. 6 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880.
В соответствии с пп. 1.1, пп. 1.3 п. 1, п. 3 приказа Роспотребнадзора от 20.05.2005 N 402 "О личной медицинской книжке и санитарном паспорте" личные медицинские книжки оформляются на бланках, являющихся защищенной полиграфической продукцией, и выдаются центрами гигиены и эпидемиологии работникам отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения. По нашему мнению, это означает, что медицинская книжка утвержденной данным нормативным актом формы выдается лишь тем работникам, чья трудовая функция непосредственно связана с поименованными в указанном пункте видами деятельности. Аналогичное толкование данного положения встречается и в судебной практике (смотрите, например, решение Ростовского областного суда от 29.07.2011 N 11-357). Найденные нами примеры из судебной практики свидетельствует о том, что претензии со стороны контролирующих органов возникают именно в тех ситуациях, когда медицинские книжки отсутствуют у работников, непосредственно участвующих в производстве (изготовлении), хранении и транспортировке пищевой продукции, которые обязаны проходить медицинские осмотры, данные о которых вносятся в медицинскую книжку (смотрите решение АС Ростовской области от 30.04.2014 по делу N А53-520/2014, решение АС Республики Дагестан от 23.04.2018 по делу N А15-7109/2017, решение АС Псковской области от 12.07.2016 по делу N А52-1481/2016 и т.д.).
Таким образом, руководство компании, а также ее офисные работники, не выполняющие в процессе своей трудовой деятельности указанные выше виды работ, не должны проходить обязательные медицинские осмотры*(2), и, соответственно, требование о внесении сведений о прохождении таких медицинских осмотров в личные медицинские книжки на них не распространяется.
Как следует из п. 2 ст. 36 Закона N 52-ФЗ, личная медицинская книжка предназначена также и для внесения в нее отметки о прохождении должностными лицами и работниками организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, профессиональной гигиенической подготовки. Указанная формулировка не позволяет однозначно сделать вывод о том, чей вид деятельности определяет необходимость прохождения гигиенической подготовки - работников или самой организации.
Вместе с тем пунктом 14.13 Санитарных правил и норм СанПиН 2.3.4.704-98 "Производство спирта этилового ректификованного и ликероводочных изделий", утвержденных постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 18.05.1998 N 18 (далее - СанПиН), установлено, что все вновь поступающие работники должны пройти обязательное обучение по программе гигиенической подготовки и сдать экзамены с отметкой об этом в соответствующем журнале и в личной медицинской книжке. Руководящие работники и специалисты спиртовых и ликероводочных предприятий один раз в два года должны проходить аттестацию на знание ими санитарных правил и норм, основ гигиенических и противоэпидемических требований (п. 14.14 СанПиН). Таким образом, обучение и аттестацию должны проходить не только работники, непосредственно участвующие в производстве, хранении, реализации, транспортировке продукции, но и офисные работники и работники организации, занимающие руководящие должности.
Из п. 2 Инструкции о порядке проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников.., утвержденной приказом Минздрава РФ от 29.06.2000 N 229, следует, что аттестация по результатам профессиональной гигиенической подготовки проводится после прохождения такой подготовки, которой предшествует прохождение медицинских осмотров и внесение их результатов в личную медицинскую книжку (смотрите также п. 14.12 СанПиН, п.п. 1, п. 2 раздела III Порядка организации и проведения ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" профессиональной гигиенической подготовки (гигиенического воспитания и обучения).., утвержденного приказом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве" от 20.10.2016 N 244). Иного порядка оформления сведений о прохождении гигиенической подготовки и аттестации работников не предусмотрено.
Однако мы не считаем, что перечисленные нормы обязывают работодателя в данном случае оформлять медицинские книжки работникам, которые не должны проходить обязательные медицинские осмотры, только лишь с целью фиксации информации об их аттестации по результатам гигиенической подготовки. Учитывая, что порядок оформления результатов аттестации таких работников не урегулирован на законодательном уровне, по данному вопросу мы рекомендуем Вам обратиться за соответствующими разъяснениями Управление Роспотребнадзора по г. Москве по адресу: 129626, г. Москва, Графский переулок, д. 4/9, официальный сайт: http://77.rospotrebnadzor.ru.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

27 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите также Вопрос: Все ли сотрудники организации пищевой промышленности (в том числе сотрудники бухгалтерии, отдела кадров и т.д.) обязаны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2017 г.).
*(2) В силу части первой ст. 213 ТК РФ предварительные и периодические медицинские осмотры проходят также работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями руда, наличие которых устанавливается по результатам проведенной специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест) (п. 5 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").

 

Все консультации данной рубрики