Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

25.09.2018
ВОПРОС:
Планируется создание физическим лицом автономной некоммерческой организации (далее - НКО) с целью осуществления деятельности - предоставление услуг в сфере культуры.
Какова процедура регистрации НКО с организационно-правовой формой "автономная некоммерческая организация" в сфере культуры, а также обязательные сведения, необходимые для включения в учредительные документы?
ОТВЕТ:

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (ч. 1 ст. 2 Федерального закона 12.01.1996 N 7-ФЗ, далее - Закон о некоммерческих организациях).
Автономной некоммерческой организацией (далее - АНО) признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах. АНО может быть создана в результате ее учреждения гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов (ч. 1 ст. 10 Закона о некоммерческих организациях).
НКО подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ (далее - Закон о госрегистрации) с учетом установленного Законом о некоммерческих организациях порядка государственной регистрации НКО (ч. 1 ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях).
Решение о государственной регистрации (об отказе в регистрации) НКО принимается Министерством юстиции РФ (далее - Минюст) или его территориальным органом (ч. 1 ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях; Указ Президента РФ от 13.10.2004 N 1313).
Внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании НКО осуществляется Федеральной налоговой службой (далее - ФНС) на основании принимаемого Минюстом (территориальным органом) решения о регистрации (ч. 3 ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях; постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).
Документы, необходимые для регистрации, представляются в Минюст или его территориальный орган не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании НКО. К таким документам отнесены:
1) заявление по форме N Р11001 (утв. приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@), подписанное уполномоченным лицом (далее - заявитель), с указанием его ФИО, места жительства и контактных телефонов.
Заявителем при создании юридического лица может выступать учредитель (учредители), либо руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица, а также иное физическое лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления (пп. "б", "в" и "д" п. 1.3 ст. 9 Закона о госрегистрации, письмо ФНС России от 14.05.2014 N СА-4-14/9238);
2) учредительные документы НКО в трех экземплярах.
Для АНО, учредителем которой является гражданин, таким документом является устав (ч. 1 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях). Требования к уставу НКО установлены п. 2 ст. 123.24 ГК РФ и ст. 14 Закона о некоммерческих организациях.
Устав АНО должен содержать сведения о:
- наименовании, включающем слова "автономная некоммерческая организация" и указание на характер ее деятельности (Законом также могут быть установлены определенные требования (запреты) к использованию некоторых слов, указывающих на род деятельности, в наименовании юридического лица);
- месте нахождения;
- предмете и целях ее деятельности (основной целью деятельности не может быть извлечение прибыли);
- составе, порядке образования и компетенции органов АНО;
- филиалах и представительствах;
- источниках формирования имущества НКО;
- порядок внесения изменений в устав, порядок использования имущества в случае ликвидации НКО и иные положения, предусмотренные Законом о некоммерческих организациях и иными федеральными законами;
3) решение о создании НКО и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;
4) сведения об учредителях в двух экземплярах;
5) документ об уплате государственной пошлины.
Это может быть платежное поручение с отметкой банка, квитанция, выдаваемая плательщику банком. Вместе с тем такие документы могут не представляться, если информация об уплате государственной пошлины содержится в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (п. 3 ст. 333.18 НК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ, пп. 2 п. 30 и п. 47 Административного регламента, смотрите также разъяснения специалистов ФНС России).
Госпошлина уплачивается в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ и составляет 4000 рублей;
6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа НКО, по которому осуществляется связь с НКО.
Минюст (его территориальный орган) при отсутствии установленных ст. 23.1 Закона о некоммерческих организациях оснований для отказа (приостановления) в регистрации не позднее чем через 14 рабочих дней со дня получения необходимых документов принимает решение о регистрации и направляет в ФНС сведения и документы, необходимые для внесения в ЕГРЮЛ.
ФНС вносит в ЕГРЮЛ запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в Минюст (его территориальный орган). Минюст (его территориальный орган) не позднее трех рабочих дней со дня получения информации от ФНС выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Червинская Анастасия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

7 сентября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
 

Все консультации данной рубрики