Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

03.10.2018
ВОПРОС:

ООО ведет хозяйственную деятельность с 2017 года по настоящее время. В отношении данного ООО за указанный период не было проведено ни одной выездной налоговой проверки. ООО производит все обязательные платежи и уплачивает налоги своевременно и в полном объеме.
Однако данное ООО взаимозависимо с ИП (ИП является учредителем у данного ООО), и значительно большой процент от общих сделок и хозяйственных операций осуществлялся между данными взаимозависимыми лицами.
На данный момент учредителем принято решение о продаже 100% доли в уставном капитале указанного ООО. На момент принятия решения о продаже и подачи всех необходимых документов в налоговый орган никаких задолженностей перед бюджетом у ООО нет.
По каким основаниям налоговый орган может возложить на бывшего участника ООО с преобладающей долей участия в уставном капитале обязанность по погашению задолженности общества по налогам? Возможно ли это, в частности, в ситуации, когда общество будет отвечать признакам банкротства, но процедуры в деле о банкротстве не смогут быть применены по заявлению налогового органа в связи с отсутствием средств у должника на их проведение?

ОТВЕТ:

По общему правилу учредитель (участник) юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица. Исключения из этого правила могут быть предусмотрены ГК РФ или другим законом (п. 2 ст. 56 ГК РФ).
Применительно к обществам с ограниченной ответственностью (ООО, общество) это правило конкретизировано в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (Закон об ООО), согласно которому участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества. Под риском убытков здесь понимается риск утраты участником внесенного им в уставный капитал общества вклада, а не возложение на участника ответственности за неисполнение обществом своих обязательств, в том числе налоговых (смотрите также постановление Седьмого ААС от 24.12.2012 N 07АП-10278/12).
Пункт 2 ст. 49 НК РФ предусматривает, что, если денежных средств ликвидируемой организации недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленных законодательством РФ.
Разъясняя вопросы применения этой нормы, суды высших инстанций указали, что, поскольку в законодательстве РФ о налогах и сборах не предусмотрено иное, вменение названным лицам такой обязанности возможно только в том случае, когда в соответствии с гражданским законодательством учредители (участники) ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам (п. 12 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, п. 15 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9).
Таким образом, невозможность погашения обществом задолженности по налогам (сборам, пеням и т.д.) сама по себе не является основанием для возложения обязанности погасить такую задолженность на участника этого ООО (смотрите также постановление Четвертого ААС от 12.04.2011 N 04АП-305/11).
Закон ограничивает перечень случаев, когда участники ООО могут нести субсидиарную ответственность по обязательствам общества. В силу п. 3 ст. 3 Закона об ООО привлечение участников общества к субсидиарной ответственности возможно в случае, если по их вине наступила несостоятельность (банкротства) общества. Такая ответственность наступает в случае недостаточности имущества общества.
Согласно п. 1 ст. 61.11 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Закон N 127-ФЗ) контролирующее должника лицо несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника, если полное погашение требований кредиторов невозможно вследствие действий и (или) бездействия этого лица.
При этом контролирующим должника лицом признается в том числе физическое лицо, имеющее либо имевшее не более чем за три года, предшествующих возникновению признаков банкротства, а также после их возникновения до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий (п. 1 ст. 61.10 Закона N 127-ФЗ). Пока не доказано иное, контролирующим должника лицом признается участник ООО, обладающий более чем половиной долей уставного капитала общества или более чем половиной голосов в общем собрании участников (пп. 2 п. 4 ст. 61.10 Закона N 127-ФЗ).
Таким образом, лицо, являвшееся участником общества с преобладающей долей в уставном капитале в течение трех лет до возникновения у общества признаков банкротства или после их возникновения до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, при определенных обстоятельствах может быть привлечено к субсидиарной ответственности по обязательствам общества перед кредитором, в том числе налоговым органом. Однако условием этого является невозможность полного погашения требований кредиторов вследствие действий и (или) бездействия такого лица, в частности, в случае, если участник ООО причинил существенный вред имущественным правам кредиторов в результате совершения этим участником или в его пользу либо одобрения им одной или нескольких сделок должника (пп. 1 п. 2 ст. 61.11 Закона N 127-ФЗ).
Отметим, что в силу п. 12 ст. 61.11 Закона N 127-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 266-ФЗ) контролирующее должника лицо несет субсидиарную ответственность также в случае, если невозможность погашения требований кредиторов наступила вследствие действий и (или) бездействия этого лица, однако производство по делу о банкротстве прекращено в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, или заявление уполномоченного органа о признании должника банкротом возвращено.
Таким образом, в настоящей ситуации нельзя исключить риск возложения на бывшего участника ООО субсидиарной ответственности по налоговым обязательствам общества, если требование о применении такой ответственности будет предъявлено в связи с наличием у общества признаков банкротства (смотрите также постановление Двадцатого ААС от 10.07.2018 N 20АП-3303/18). Однако это вероятно только при условии, что невозможность погашения требований кредиторов (в частности, налогового органа) наступила вследствие действий и (или) бездействия этого участника, признанного контролирующим должника лицом. Как следует из п. 12 ст. 61.11 Закона N 127-ФЗ, само по себе отсутствие средств для проведения процедур в деле о банкротстве еще не дает оснований для привлечения такого лица к субсидиарной ответственности. При этом наличие соответствующих оснований возникновения субсидиарной ответственности (совершение бывшим участником тех или иных действий или его бездействие, приведшие к невозможности погасить задолженность) должно быть доказано заинтересованным лицом (смотрите в связи с этим постановление Семнадцатого ААС от 18.04.2018 N 17АП-16168/16).
Также отметим, что контролирующее должника лицо, вследствие действий и (или) бездействия которого невозможно полностью погасить требования кредиторов, не несет субсидиарной ответственности, если докажет, что его вина в невозможности полного погашения требований кредиторов отсутствует (п. 10 ст. 61.11 Закона N 127-ФЗ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

14 сентября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики