Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

08.10.2018
ВОПРОС:
Бюджетному учреждению предоставляется субсидия на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности - строительство ледового дворца (КФО "6"). В целях подготовки площадки к строительству учреждение должно оплатить в доход муниципалитета компенсационную плату в денежной форме за вырубку леса. Оплата осуществляется в добровольном порядке.
Может ли бюджетное учреждение осуществить такие расходы за счет КФО "6"? Если да, то по какому коду видов расходов (орган казначейства предлагает КВР 414)?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на оплату возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам, бюджетное учреждение сможет оплатить по КФО 6 в случае, если в соглашении о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства данное направление расходов будет предусмотрено.
Если подобные расходы являются неотъемлемой частью расходов, связанных со строительством объекта, и средства на их выплату доведены в рамках субсидий на капитальные вложения, то в бухгалтерском учете такие расходы могут быть отражены по коду видов расходов 407 "Строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) учреждениями" при условии их оплаты по КФО 6.

Обоснование вывода:
Согласно ст. 78.2 БК РФ бюджетному учреждению могут предоставляться субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, отражаемые в учете по КФО "6" (п. 21 Инструкции N 157н).
Предоставление субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства осуществляется в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии, заключаемым между получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и бюджетным учреждением (п. 4 ст. 78.2 БК РФ). Соглашение о предоставлении субсидии должно содержать прежде всего цель предоставления субсидии и ее объем. При этом в соглашение могут включаться любые дополнительные условия по целевому расходованию средств субсидий. Конечно же, эти условия не должны противоречить нормам действующего законодательства.
Как правило, для расчета объема субсидий учреждения госсектора представляют финансово-экономическое обоснование объема субсидий и их целевого назначения в виде расчетов, смет и т.п., которые содержат планируемые суммы субсидий. Для определенных ситуаций, возникающих в хозяйственной деятельности учреждения, нормативными ведомственными, локальными актами могут устанавливаться нормы или пределы тех или иных расходов. Однако главным условием является то, что расходование предоставленной субсидии должно соответствовать целям ее выделения. Такой же позиции придерживаются и суды (смотрите, например, постановление АС Уральского округа от 02.04.2018 N Ф09-941/18, решение АС Курской области от 26.10.2015 N А35-3049/2015).
За расходование средств субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности и приобретение объектов недвижимого имущества не в соответствии с целями ее предоставления предусмотрена административная ответственность (ст. 15.14 КоАП РФ, п. 02.07.01.03.01.22 Классификатора нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, утвержденного Федеральным казначейством 19.12.2017). Под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В силу статьи 100 Лесного кодекса РФ возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, осуществляется добровольно или в судебном порядке. Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством РФ (ч. 4 ст. 100 Лесного кодекса РФ). Оплата в доход муниципалитета суммы за возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам, осуществляется бюджетным учреждением в рамках подготовки площадки к строительству. Полагаем, что цель расходования средств совпадает с целью предоставления субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства.
Таким образом, только исходя из целей, которые должны быть определены в соглашении, учреждение может осуществлять расходование предоставленных средств. Если в явном виде расходы на компенсационную плату в денежной форме за вырубку леса в соглашении не будут предусмотрены, то во избежание претензий со стороны контролирующих органов между учреждением и учредителем может быть составлено дополнительное соглашение, конкретизирующее направление расходов в развитие заключенного соглашения. Другим вариантом оплаты подобных расходов может быть субсидия на иные цели, предоставленная учредителем, так как перечень затрат, которые могут финансироваться путем предоставления целевых субсидий, является открытым.
В свою очередь, при рассмотрении возможности выделения субсидии в рамках КФО 6 на расходы по оплате возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам, учредитель должен исходить из того, будут ли входить такие расходы в сметную стоимость строительства объекта или нет. Понятие "сметная стоимость строительства" определено в п. 30 ст. 1 ГрК РФ. Так, сметная стоимость строительства - это сумма денежных средств, необходимых для осуществления строительства в соответствии с проектными материалами. Сметная стоимость является основой для определения размера капитальных вложений, финансирования строительства, формирования договорных цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные подрядные (строительно-монтажные, ремонтно-строительные и др.) работы, оплаты расходов по приобретению оборудования и доставке его на стройки, а также возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных сводным сметным расчетом.
Отметим, что включение в состав сметной стоимости строительства тех или иных расходов не относится к компетенции бухгалтерской службы, данная документация подготавливается профильными специалистами. Соответственно, для целей принятия соответствующего решения о включении конкретных расходов в сумму субсидии на осуществление капитальных вложений бухгалтерской службе целесообразно затребовать заключение профильных специалистов (подразделения) о том, включены ли в сметный расчет на строительство объекта расходы по оплате возмещения вреда или нет.
Учитывая изложенное, полагаем, что учредитель может разрешить оплату рассматриваемых в вопросе расходов за счет КФО 6 в том случае, если они включены в состав сметной стоимости строительства.
Если анализ документов покажет, что расходы на оплату возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам, могут быть осуществлены за счет средств КФО 6, то по поводу применения КВР отметим следующее.
Согласно Указаниям N 65н отнесение расходов на тот или иной код бюджетной классификации должно осуществляться прежде всего исходя из экономического содержания хозяйственной операции, определяемой предметом договора (контракта). Перечень и правила применения кодов видов расходов для учреждений госсектора едины и приведены в пп. 5.1.2 п. 5.1 раздела III Указаний N 65н.
При планировании и оплате расходов на строительство, реконструкцию или приобретение объектов капитального строительства применение КВР осуществляется обязательно с учетом типа учреждения (смотрите также письмо Минфина России от 17.10.2017 N 02-05-11/67578).
По коду видов расходов 414 "Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности" отражаются расходы бюджетов бюджетной системы РФ по заключаемым вне рамок государственного оборонного заказа государственным (муниципальным) контрактам на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, на монтажные, пусконаладочные и иные неразрывно связанные со строящимися объектами работы, а также на иные расходы из состава затрат, предусмотренных сметными стоимостями строительства. Применять данный элемент подгруппы 410 "Бюджетные инвестиции" могут органы власти, органы местного самоуправления, казенные учреждения.
В то же время по элементу 407 "Строительство (реконструкция) объектов недвижимого имущества государственными (муниципальными) учреждениями" отражаются расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений по осуществлению капитальных вложений (строительство, реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объектов капитального строительства, на монтажные, пусконаладочные и иные неразрывно связанные со строящимися объектами работы, а также на иные расходы из состава затрат, предусмотренных сметными стоимостями строительства) в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности.
Если в конкретной ситуации строительство ледового дворца невозможно без предварительной очистки территории от леса путем его вырубки и, как следствие, без расходов на оплату возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам, то такие затраты можно отразить по элементу 407 как иные расходы, неразрывно связанные со строительством объекта капитального строительства, при условии, что такие расходы были включены в смету по строительству объекта и денежные средства выделены по КФО 6.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

21 сентября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики