Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

15.03.2012
ВОПРОС:
Учреждение приобрело наконечники стоматологические - это основные средства или материальные запасы?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, наконечники стоматологические могут быть отнесены к материальным запасам.
Вместе с тем окончательное решение об отнесении такого имущества, как отдельные предметы медицинского инструментария, к основным средствам (материальным запасам) может быть принято только соответствующими должностными лицами учреждения исходя из конкретных характеристик приобретаемых активов.

Обоснование вывода:
В 2010 году специалистами финансового ведомства была сформулирована следующая правовая позиция: отнесение материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) относится к компетенции получателя бюджетных средств, который принимает решение по указанному вопросу в соответствии с действующим порядком ведения бухгалтерского учета и несет ответственность за правильность принятых им решений (смотрите письмо Минфина России от 05.02.2010 N 02-05-10/383). По нашему мнению, данная позиция специалистов финансового ведомства вполне применима и к другим типам государственных (муниципальных) учреждений.
Решение уполномоченных должностных лиц об отнесении актива к основным средствам (материальным запасам) должно быть основано на их профессиональном суждении.
При принятии решения профильной комиссией учреждения об отнесении отдельных предметов медицинского инструментария к основным средствам (либо к материальным запасам) следует помнить, что материальные объекты принимаются учреждением к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются условия, перечисленные в п.п. 38, 39, 41 "Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н). Кроме того, объект не должен быть прямо отнесен к материальным запасам согласно п. 99 Инструкции N 157н, а также к материальным объектам, находящимся в пути или числящимся в составе незавершенных капитальных вложений, готовой продукции (изделий), товаров.
Руководствуясь зачастую формальным подходом (высокая стоимость, возможная эксплуатация более 12 месяцев, отражение медицинского инструментария в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ)*(1), утвержденном постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 359) нередко принимаются решения об отнесении отдельных предметов медицинского инструментария (в частности наконечников стоматологических), к основным средствам*(2).
Однако, как следует из приведенных выше положений Инструкции N 157н, такая позиция далеко не однозначна.
Одним из главных критериев отнесения объекта к основным средствам является возможность выполнения объектом определенных самостоятельных функций (п. 41 Инструкции N 157н). Конструктивно такие объекты, как наконечники стоматологические осуществляют свои функции только в составе стоматологического оборудования. То есть речь не может идти об одновременном выполнении всех критериев, предусмотренных Инструкцией N 157н, для отнесения объектов к основным средствам.
Обратите внимание, что и с формальной точки зрения также возникают противоречия в части отнесения наконечников к основным средствам: они прямо не указаны в ОКОФ.
Кроме того, согласно п. 99 Инструкции N 157н, специальные инструменты и специальные приспособления (инструменты и приспособления целевого назначения, предназначенные для серийного и массового производства определенных изделий или для изготовления индивидуального заказа) независимо от их стоимости, сменное оборудование, относятся к материальным запасам.
Таким образом, наконечники стоматологические, могут обоснованно рассматриваться в качестве специальных приспособлений (сменного оборудования) и быть отнесены к материальным запасам.
Данный вывод подтверждается как судебной практикой*(3), так и содержанием документов отдельных публично-правовых образований прошлых лет*(4).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник РФ 3 класса Семенюк Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

27 февраля 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В частности, ОКОФ предусмотрены коды для учета медицинских инструментов и их наборов (14 3311010-14 3311180).
*(2) Смотрите, например:
- п. 304 "Перечня...", утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 27.06.2011 N 527;
- п. 15.10 Генеральное тарифное соглашение по реализации Московской областной программы обязательного медицинского страхования от 30.09.2008;
- пп. 1.1 "Перечня..." (Приложение к совместному письму Министерства здравоохранения Нижегородской области и ТФ ОМС Нижегородской области от 07.02.2008 N 315-01-11/36/01-14/506);
- конкурсную документацию по закупке ГОУ ВПО "Московский государственный медико-стоматологический университет Росздрава" основных средств (наконечник стоматологический) по ссылке: http://www.msk-tenders.ru/index.php?tendershow=115473.
*(3) Смотрите постановления ФАС Северо-Западного округа от 23.10.2008 N А05-652/2008, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2008 N 14АП-4060/2008, от 30.07.2008 N 14АП-1548/2008, от 20.06.2008 N 14АП-1973/2008.
*(4) Смотрите, в частности:
- п. 9.1 распоряжения Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга от 17.07.2007 N 318-р;
- пояснительная записка Министерства здравоохранения УР от 02.06.1997 N 4-957.

 

Все консультации данной рубрики