Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

11.10.2018
ВОПРОС:
На забалансовом счете 01 в казенном учреждении числятся программные продукты, которые учреждение приобретало за собственные средства. Но в текущем году учреждение находится в стадии ликвидации, все имущество изъято с баланса в казну муниципального образования для последующей передачи в собственность государственному автономному учреждению.
В решение по передаче имущества они не включены. Но казенное учреждение самостоятельно заключило с государственным учреждением акт передачи прав на использование программ, выступая как лицензиар, безвозмездно передав лицензиату права на праве простой (неисключительной) лицензии.
Является ли такой акт основанием для списания программ с забалансового счета 01?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Передача ПО напрямую государственному учреждению возможна только в случае наличия согласования собственника на ее осуществление.
Основанием для списания в бюджетном учете казенного учреждения неисключительных прав с забалансового счета 01 "Имущество, полученное в пользование" будет являться Извещение (ф. 0504805) с приложением к нему документа, подтверждающего факт приемки-передачи имущества.

Обоснование вывода:
На основании ст. 296 ГК РФ имущество закрепляется за казенным учреждением на праве оперативного управления. Оно владеет и пользуется им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением данного имущества, если иное не установлено законом. Муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ).
В рассматриваемой ситуации порядок проведения ликвидации муниципального казенного учреждения должен быть установлен администрацией муниципального образования (п. 12 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ). Законность такой процедуры подтверждается распорядительным документом, в котором и должны быть определены порядок и сроки передачи имущества при ликвидации (смотрите, например, постановление Администрации Серпуховского муниципального района Московской области от 29.01.2014 N 49, постановление Администрации г. Шахты Ростовской области от 01.02.2011 N 477).
Как правило, имущество, оставшееся после удовлетворения требования кредиторов, а также имущество, на которое в соответствии с федеральными законами не может быть обращено взыскание по обязательствам учреждения, передается ликвидационной комиссией собственнику соответствующего имущества. После чего орган, осуществляющий полномочия собственника имущества, может принимать решения о закреплении имущества за другим учреждением или передаче его в собственность другого публично-правового образования.
Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (п. 4 ст. 298 ГК РФ). Решение о передаче имущества принимается уполномоченным органом местного самоуправления, осуществляющим полномочия собственника имущества.
Таким образом, именно собственник имущества определяет порядок передачи имущества в процессе ликвидации казенного учреждения, в том числе и учтенного на забалансовых счетах. В связи с чем муниципальному казенному учреждению прежде всего необходимо разобраться с вопросом правомерности безвозмездной передачи имущества от муниципального казенного учреждения государственному автономному учреждению напрямую. В случае, если такое решение с собственником имущества будет согласовано, то для этой ситуации отметим следующее.
Казенные учреждения обязаны применять унифицированные формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, утвержденные приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н (далее - Приказ N 52н). В иных случаях могут применяться формы, разработанные учреждением госсектора самостоятельно, закрепив порядок их применения и заполнения в учетной политике. Первичные документы должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (далее - Закон N 402-ФЗ), п. 25 СГС "Концептуальные основы".
Согласно положениям Методических указаний (приложение 5 к Приказу N 52н) при оформлении расчетов, возникающих по операциям приемки-передачи имущества, активов и обязательств между субъектами учета используется Извещение (ф. 0504805). При этом передающее учреждение, как правило, прикладывает к нему документы, подтверждающие факт приемки-передачи объектов учета (акты о приеме-передаче, описи, реестры и другие документы). Отметим, что специальной унифицированной формы акта приема-передачи имущества, учитываемого на забалансовых счетах, нормами Приказа N 52н не предусмотрено. В этом случае учреждение может самостоятельно разработать такую форму с учетом требований, установленных в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, п. 25 СГС "Концептуальные основы". За основу формы может быть взят Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101).
Учитывая изложенное, отметим: если порядком, установленным собственником имущества, безвозмездная передача ПО напрямую государственному учреждению будет разрешена, то основанием для списания в бюджетном учете казенного учреждения неисключительных прав с забалансового счета 01 "Имущество, полученное в пользование" будет являться Извещение (ф. 0504805) с приложением к нему документа, подтверждающего факт приемки-передачи имущества. Если же собственником имущества не урегулированы положения по передаче имущества, находящегося на забалансовых счетах ликвидируемого учреждения, то наиболее верным вариантом в этом случае будет передача ПО в состав казны.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

19 сентября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики