Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

12.10.2018
ВОПРОС:
Организация находится на общей системе налогообложения. Организация осуществляет гостиничную и ресторанную деятельность.
Среди гостей ресторана проведен розыгрыш приза в виде сертификата на проживание в отеле (отдых на море). Оформлен приказ руководителя, в котором указано, что данное мероприятие проводится с целью повышения лояльности клиентов.
В сертификате, в частности, содержится информация о том, что он дает право на проживание в отеле определенное количество дней.
С отелем организацией заключен договор на оказание услуг бронирования, проживания и трансфера в пользу конкретного физического лица. Скорее всего, отелем по окончании проживания будет представлен акт оказания услуг.
Кроме того, организация понесла расходы на оплату услуг по изготовлению бланка сертификата.
Можно ли в данном случае учесть расходы на оплату услуг отеля в пользу физического лица (приз) в целях налогообложения прибыли?
Как отразить данную ситуацию в бухгалтерском учете?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации Организация вправе признать затраты на приз, разыгранный среди клиентов ресторана (сумму оплаты услуг отеля и изготовление бланка сертификата), рекламными расходами в целях налогообложения прибыли при условии, что розыгрыш сертификата проведен среди неопределенного круга лиц.
Поскольку расходы Организации на оплату услуг отеля для клиента и на изготовление самого бланка сертификата непосредственно связаны с деятельностью по предоставлению гостиничных и ресторанных услуг, данные расходы следует квалифицировать как прочие расходы по обычным видам деятельности.
Описание бухгалтерских проводок смотрите ниже.

Обоснование вывода:

Налог на прибыль

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом затраты, признаваемые в целях налогообложения расходами, должны быть обоснованными (экономически оправданными) и документально подтвержденными. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В письме Минфина России от 06.09.2017 N 03-03-06/1/57120 отмечено, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
Рассматриваемые затраты осуществляются Организацией для привлечения клиентов, то есть конечной целью проведения розыгрыша призов является получение доходов от гостиничной и ресторанной деятельности. Следовательно, такие затраты можно считать обоснованными.
В зависимости от характера расходов, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика, они подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ.
В частности, на основании пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ в состав прочих расходов налогоплательщика, связанных с производством и реализацией, включаются расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), рекламу деятельности налогоплательщика с учетом положений п. 4 данной статьи.
В свою очередь, п. 4 ст. 264 НК РФ установлено, что расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
В письме Минфина России от 30.11.2012 N 03-03-06/1/619 с учетом п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" разъяснено, что затраты на проведение розыгрыша призов (стимулирующей лотереи) для целей исчисления налога на прибыль рассматриваются как рекламные и включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в размере, не превышающем 1% выручки от реализации. При этом стимулирующее мероприятие должно быть организовано с целью привлечения внимания к объекту рекламирования и адресовано неопределенному кругу лиц. Смотрите также письма Минфина России от 20.08.2018 N 03-03-06/1/58760, от 10.03.2017 N 03-07-11/13704, от 13.05.2016 N 03-04-06/27433, от 03.02.2009 N 03-03-06/2/14, от 29.08.2008 N 03-03-06/1/485.
Напомним, под неопределенным кругом лиц следует понимать лиц, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена (письмо ФАС России от 05.04.2007 N АЦ/4624).
Судебная практика показывает, что в ряде случаев налоговым органом предъявлялись претензии о неправомерном учете в целях налогообложения прибыли затрат на розыгрыш призов на том основании, что круг лиц, среди которых проведен розыгрыш, был (по мнению проверяющих) заранее ограничен (не являлся неопределенным).
При этом суды выносят решения в зависимости от конкретных обстоятельств дела.
Например, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 29.03.2006 по делу N А56-11128/2005 (вопрос разрешен в пользу налогоплательщика) судьи признали круг лиц неопределенным на основании следующих признаков: подарки клиентам распространялись в ходе проведения рекламной компании, организованной в целях продвижения на рынке новой услуги общества, информация о проведении рекламной кампании размещалась на информационных стендах общества и в сети Интернет, а призы вручались первым клиентам, воспользовавшимся соответствующей услугой. То есть доступ к сведениям о проведении кампании был открыт неопределенному кругу лиц, и конкретные получатели подарков не были заранее известны.
В другом случае суд поддержал налоговый орган и признал, что затраты налогоплательщика на проведение рекламных акций не могут быть учтены для целей налогообложения прибыли в связи с тем, что розыгрыш призов в рамках рекламных акций был проведен среди граждан - обладателей сертификатов, ранее купивших товары у организации (постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.02.2007 N Ф03-А73/06-2/5053). Смотрите дополнительно постановление ФАС Уральского округа от 09.04.2007 N Ф09-2460/07-С2.
По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации Организация вправе признать расходами в целях налогообложения прибыли затраты на приз, разыгранный среди клиентов ресторана (сумму оплаты услуг отеля и изготовление бланка сертификата) по пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ с учетом ограничения, предусмотренного п. 4 той же статьи, если у нее имеются доказательства того, что круг лиц, среди которых проведен розыгрыш сертификата, заранее известен не был.
Напомним, что признанные в налоговом учете расходы должны быть обоснованы и документально подтверждены.
В данном случае, на наш взгляд, подтвердить обоснованность и факт осуществления расходов можно следующими документами:
- приказ (распоряжение) руководителя на проведение стимулирующего мероприятия (розыгрыша приза среди клиентов), содержащий информацию о дате, месте, времени и цели его проведения;
- акт на оказание услуг по изготовлению бланка сертификата, документы на их оплату;
- платежные документы на оплату услуг гостиницы в пользу победителя, акт, подтверждающий факт оказания услуг;
- документ, подтверждающий факт вручения сертификата победителю.

Бухгалтерский учет

Нормативными актами по бухгалтерскому учету не установлено особых правил учета в ситуации, аналогичной рассматриваемой.
В то же время в соответствии с п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" Организация вправе самостоятельно разработать и утвердить в учетной политике порядок учета затрат, понесенных в ходе проведения стимулирующих мероприятий (в частности, розыгрыша сертификатов среди клиентов).
Поскольку расходы Организации на оплату услуг отеля для клиента и на изготовление самого бланка сертификата непосредственно связаны с деятельностью по предоставлению гостиничных и ресторанных услуг, считаем, что данные расходы следует квалифицировать как прочие расходы по обычным видам деятельности (п.п. 5, 8 ПБУ 10/99 "Расходы организации", далее - ПБУ 10/99). Признать такие расходы необходимо на дату подписания актов приемки результатов оказания соответствующих услуг (п.п. 16-18 ПБУ 10/99).
В рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете Организации могут иметь место следующие проводки:
Дебет 20 Кредит 60 (76)
- отражены расходы на изготовление сертификата, сформирована задолженность перед исполнителем;
Дебет 60 (76) Кредит 51
- оплачены услуги на изготовление сертификата.
Сам бланк сертификата до момента передачи его физическому лицу, по нашему мнению, может быть отражен на забалансовом счете (смотрите письмо Минфина России от 16.05.2017 N 03-02-07/1/29579).
Дебет счета 006 "Бланки строгой отчетности" (например, субсчет "Подарочные сертификаты")
- изготовленный подарочный сертификат учтен за балансом.
В момент передачи сертификата физическому лицу он списывается по кредиту счета 006.
В момент оплаты счета отеля, оказывающего услуги по сертификату:
Дебет 60 (76) Кредит 51
- оплачены услуги отеля.
В момент подписания акта на оказание отелем услуг в пользу физического лица (победителя):
Дебет 20 Кредит 60 (76)
- учтены расходы Организации на оплату проживания победителя розыгрыша.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Учет расходов на рекламу;
- Энциклопедия решений. Расходы на рекламу (в целях налогообложения прибыли).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

17 сентября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики