Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
12.10.2018
- Бюджетное учреждение является заказчиком от имени администрации при заключении договоров на строительство социально значимых объектов (на основании соглашения о передаче полномочий). Под строительство объектов в безвозмездное пользование собственниками предоставляются земельные участки. Договоры на безвозмездное пользование земельными участками заключаются бюджетным учреждением как ссудополучателем на срок строительства объектов. По окончании строительства эти объекты будут переданы в собственность города. Необходимо ли принимать к бухгалтерскому учету эти земельные участки, на какой счет? Применять ли в данном случае СГС "Аренда"?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Обоснованность отражения в бухгалтерском учете бюджетного учреждения земельных участков, полученных по договорам срочного безвозмездного пользования на период строительства, как объектов учета аренды с применением СГС "Аренда" представляется весьма сомнительной. На наш взгляд, отражать рассматриваемые в вопросе земельные участки будет целесообразно за балансом с применением счета 01 "Имущество, полученное в пользование", согласовав данное решение с органом-учредителем и закрепив в учетной политике учреждения.
Обоснование позиции:
Органы государственной власти при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности, на основании соглашений о передаче полномочий государственного (муниципального) заказчика (далее - Соглашение) могут передавать права бюджетным учреждениям, в отношении которых указанные органы осуществляют функции и полномочия учредителей (п. 4 ст. 79 БК РФ, пп. "б" п. 4 Инструкции N 162н).
В рассматриваемой ситуации в соответствии с таким Соглашением администрация передает бюджетному учреждению функции заказчика в части строительства социально значимых объектов. Таким образом, бюджетное учреждение является ссудополучателем по договорам безвозмездного пользования земельными участками, на которых планируется строительство, исходя из его прямой обязанности по выполнению условий Соглашения.
Сразу отметим, что в настоящее время порядок отражения в бухгалтерском учете ссудополучателя земельных участков, полученных им в безвозмездное пользование на период строительства, нормативно-правовыми актами не урегулирован. Разъяснения Минфина России по данному вопросу также отсутствуют.
Согласно п. 36 СГС "Концептуальные основы..." активом признается имущество, включая находящееся в пользовании учреждения, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод.
В свою очередь, полезный потенциал, заключенный в активе, это его пригодность для (п. 37 СГС "Концептуальные основы..."):
- использования в целях выполнения своих функций (полномочий), осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд учреждения;
- обмена на другие активы;
- погашения обязательств, принятых субъектом учета.
При отражении в бухгалтерском учете активов, обязательств, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих при получении во временное владение и пользование или во временное пользование материальных ценностей по договору безвозмездного пользования применяется СГС "Аренда".
При этом согласно разъяснениям, содержащимся в письме Минфина России от 13.12.2017 N 02-07-07/83464, СГС "Аренда" применяется учреждениями в том числе в части ведения бюджетного учета по отражению фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении на основании соглашений полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица различных органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Вместе с тем в рассматриваемой ситуации заключение договоров безвозмездного пользования земельными участками по своей сути не является волеизъявлением обеих сторон, а обусловлено полномочиями, переданными бюджетному учреждению (ссудополучателю) в соответствии с Соглашением. Кроме того, прямая потребность в получении полезного потенциала от использования земельных участков возникает непосредственно у администрации города, а не у бюджетного учреждения. С учетом данных фактов обоснованность отражения в бухгалтерском учете бюджетного учреждения данных земельных участков как объектов учета аренды с применением СГС "Аренда" представляется весьма сомнительной.
По нашему мнению, с учетом того, что договоры безвозмездного пользования содержат условия об ограничении срока использования, то есть являются срочными, и земельные участки передаются ссудополучателю, как "посреднику" между администрацией и пользователями этих участков, на определенные цели (для строительства социально значимых объектов), отражать рассматриваемые в вопросе земельные участки в бухгалтерском учете бюджетного учреждения будет целесообразно за балансом как право ограниченного пользования чужими земельными участками с применением счета 01 "Имущество, полученное в пользование" (ст. 333 Инструкции N 157н).
Во избежание претензий со стороны проверяющих бюджетному учреждению следует согласовать порядок отражения земельных участков в подобной ситуации с органом-учредителем и закрепить его в своей учетной политике.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пашкина Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина
18 сентября 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним