Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

17.10.2018
ВОПРОС:
Организация занимается ремонтом двигателей, ввезенных в режиме переработки на таможенной территории. Помимо затрат на ремонт, организация несет следующие затраты: транспортные расходы на доставку двигателей в ремонт и из ремонта, расходы на страхование двигателей на время перевозки, услуги таможенного оформления, в том числе оформление декларации на ввоз/вывоз двигателей, услуги СВХ. Каков порядок учета данных затрат в бухгалтерском и налоговом учете?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы, связанные с выполнением работ по ремонту двигателей (транспортные расходы на доставку двигателей в ремонт и из ремонта, расходы на страхование двигателей на время перевозки, на услуги таможенного оформления и склада временного хранения), для организации-подрядчика следует квалифицировать в качестве расходов по обычным видам деятельности для целей бухгалтерского учета и в качестве расходов, связанных с производством и реализацией - в целях налогового учета. Они подлежат учету при формировании финансового результата в бухгалтерском учете, а также могут быть учтены при расчете налогооблагаемой прибыли (при выполнении требований п. 1 ст. 252 НК РФ). Порядок их признания раскрыт ниже.

Обоснование вывода:

Бухгалтерский учет

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, установлены ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99).
На наш взгляд, расходы, связанные с выполнением работ по ремонту двигателей (транспортные расходы на доставку двигателей в ремонт и из ремонта, расходы на страхование двигателей на время перевозки, на услуги таможенного оформления и склада временного хранения), для организации-подрядчика следует квалифицировать в качестве расходов по обычным видам деятельности (п.п. 2, 4, 5 ПБУ 10/99). Считаем, что информация о данных расходах должна обобщаться на счетах учета затрат на производство, в частности - на счете 20 "Основное производство", в корреспонденции со счетами учета расчетов с исполнителями указанных услуг (счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами") (здесь и далее см. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцию по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н). То есть они будут формировать себестоимость выполняемых работ по ремонту двигателей (п. 9 ПБУ 10/99).
Рассматриваемые расходы принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности, которые определяются исходя из цены и условий, установленных договорами с контрагентами (п.п. 6, 6.1 ПБУ 10/99).
В общем случае их признание в бухгалтерском учете осуществляется в том отчетном периоде, в котором они имели место (в котором оказаны услуги), независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (п. 18 ПБУ 10/99), при условии выполнения требований п. 16 ПБУ 10/99.
При этом расходы, связанные с ремонтом двигателей, будут признаваться при расчете финансового результата от осуществления соответствующего вида деятельности (относиться с кредита счета 20 в дебет счета 90 "Продажи") по мере признания выручки от реализации услуг по ремонту (смотрите также п. 19 ПБУ 10/99).

Налоговый учет

На наш взгляд, для целей налогообложения прибыли расходы, связанные с выполнением работ по ремонту двигателей (транспортные расходы на доставку двигателей в ремонт и из ремонта, расходы на страхование двигателей на время перевозки, на услуги таможенного оформления и склада временного хранения), для организации-подрядчика следует квалифицировать в качестве расходов, связанных с производством и реализацией (п. 2 ст. 252, п.п. 1, 2 ст. 253 НК РФ). А потому считаем, что они могут быть учтены при расчете налоговой базы по налогу на прибыль при выполнении требований п. 1 ст. 252 НК РФ. Полагаем, что:
- затраты на транспортировку двигателей в ремонт и из ремонта могут быть признаны либо в составе материальных расходов либо в составе прочих, связанных с производством и реализацией (пп. 6 п. 1 ст. 254, пп. 49 п. 1 ст. 264, п. 2, пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 19.01.2006 N 18-11/3/2784);
- затраты на страхование двигателей на время перевозки, на таможенное оформление и услуги склада временного хранения могут быть признаны в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп.пп. 2, 7 п. 1, п. 3 ст. 263, пп.пп. 1, 49 п. 1 ст. 264, п. 6, пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ, смотрите также постановление Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 N 16805/12, постановление Девятого ААС от 10.10.2013 N 09АП-30657/13, письмо ФНС России от 24.12.2013 N СА-4-7/23263, письма Минфина России от 21.10.2011 N 03-03-06/2/158 и от 18.03.2009 N 03-03-06/2/51, письмо УФНС России по г. Москве от 04.03.2011 N 16-15/020443@).
Напоминаем, что в случае, если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты (п. 4 ст. 252 НК РФ).
В зависимости от квалификации анализируемых расходов (прямые или косвенные) они будут признаваться в налоговом учете или по мере реализации работ по ремонту двигателей или в периоде, к которому относится дата их осуществления, определенная в соответствии со ст. 272 НК РФ (смотрите ст. 318 НК РФ).
В части, касающейся выполнения требований п. 1 ст. 252 НК РФ, заметим, что обязанность по осуществлению организацией-подрядчиком рассматриваемых расходов должна вытекать из условий договоров с заказчиками ремонтных услуг.

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Учет расходов на имущественное страхование.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Галимарданова Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

28 сентября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

 

Все консультации данной рубрики