Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Трудовое право
-
22.10.2018
- Организация занимается оптовой торговлей, импортирует товар из Европы, вывозит своими силами. В штате для этих целей есть водители-экспедиторы.
Длительность рейса от склада до места погрузки товара и обратно может занимать от 6 до 12 дней (в зависимости от направления).
Время вождения регулируется нормами Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств. Рабочий день водителя может состоять из времени управления, времени простоя (таможенное оформление, фитосанитарный контроль, ремонт, погрузка-разгрузка и пр.) и обязательного времени отдыха.
Показания тахографа можно снять только при возвращении водителя из рейса, это время показывает только время управления.
Какие часы считать рабочими (возникает проблема в течение длительной поездки, когда рейс длится 12 дней и водитель обязан иметь отдых 45 часов в неделю, но при этом он находится не дома, назвать это выходным сложно)?
Каким образом наладить суммированный учет рабочего времени? В табеле учета рабочего времени за 1 половину месяца какие проставить часы, если в этот момент сотрудник еще не вернулся из рейса?
Режим рабочего времени и времени отдыха водителя, осуществляющего международные перевозки, регулирует Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (далее - ЕСТР).
Согласно статье 1 s) ЕСТР под ежедневной продолжительностью управления автомобилем понимается продолжительность управления между любыми двумя периодами ежедневного отдыха или между ежедневным периодом отдыха и еженедельным периодом отдыха. Именно этот период, а также период "другой работы", определяемый по правилам статьи 1 q) ЕСТР, включается в рабочее время (смотрите, например, определение Пензенского областного суда от 07.08.2018 N 33-2786/2018).
Полагаем, такие периоды, как таможенное оформление, ремонт (если он осуществляется силами водителя), фитосанитарный контроль, погрузка-разгрузка, подпадают под определение "другой работы", как любая трудовая деятельность, кроме управления транспортным средством, на того же самого работодателя в транспортном секторе или вне его (статья 1 q) ЕСТР) и поэтому должны включаться в рабочее время водителя. Период ремонта транспортного средства, если ремонт осуществляется не водителем, на наш взгляд, должен относиться к времени ожидания, т.е. к периоду, в течение которого водитель не обязан оставаться на своем рабочем месте, иначе как для реагирования на возможные сигналы к началу или возобновлению вождения либо к выполнению другой работы (смотрите статью 12.3 с) ЕСТР), поэтому такой период ремонта в качестве рабочего времени квалифицироваться не должен. Периоды еженедельного отдыха в длительных международных рейсах рабочими днями не считаются и квалифицируются судами как выходные дни (смотрите, например, определение Пензенского областного суда от 07.08.2018 N 33-2786/2018).
Согласно ст.ст. 22, 212 ТК РФ на работодателе лежит обязанность по созданию условий для обеспечения водителем режима труда и отдыха, а на водителе лежит обязанность по его соблюдению (ст. 21 ТК РФ). Режим рабочего времени, предусматривающий продолжительность рабочей недели, время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, должен быть установлен каждому работнику либо правилами внутреннего трудового распорядка, либо трудовым договором, если режим рабочего времени этого работника отличается от общих правил, установленных у данного работодателя (ст. 100 ТК РФ).
При установлении режима работы водителям, осуществляющим международные перевозки, необходимо учитывать положения ЕСТР:
- о продолжительности управления (статья 6 ЕСТР), которая не должна превышать 9 часов, может быть увеличена максимум до 10 часов не более двух раз в течение недели;
- о продолжительности перерывов (статья 7 ЕСТР), в частности, о том, что после периода управления в течение 4,5 часов водитель должен сделать перерыв не менее чем на 45 минут, если не наступает период отдыха;
- о продолжительности ежедневного отдыха (статья 8 ЕСТР) - в течение каждых 24 часов водитель должен иметь непрерывный ежедневный отдых продолжительностью не менее 11 часов;
- о продолжительности еженедельного отдыха (статья 8 ЕСТР) (нормальный еженедельный период отдыха устанавливается продолжительностью не менее 45 часов, сокращенный еженедельный период отдыха может быть установлен продолжительностью менее 45 часов при условии соблюдения положений, изложенных в статье 8 (6) ЕСТР, минимум до 24 последовательных часов).
При этом в любом случае работодатель обязан соблюдать требование закона о продолжительности рабочего времени. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю (часть вторая ст. 91 ТК РФ). Согласно части пятой ст. 92 ТК РФ отдельным категориям работников ТК РФ или другими федеральными законами может устанавливаться сокращенная продолжительность рабочего времени. Статьей 94 ТК РФ установлены ограничения продолжительности ежедневной работы (смены) для отдельных категорий сотрудников.
Когда по условиям производства (работы) для определенной категории работников не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов (часть первая ст. 104 ТК РФ). При этом график работы должен быть составлен так, чтобы в целом за учетный период количество часов, отработанных каждым работником, не превышало нормальной продолжительности рабочего времени. А в приведенной ситуации при составлении графика работы также необходимо учитывать положения о режиме рабочего времени и времени отдыха, установленные ЕСТР.
Чтобы правильно вести табель учета рабочего времени водителей международных перевозок, необходимо определиться с тем, является ли данная работа для водителей основной (постоянной), которая осуществляется в пути, либо данная работа (международные перевозки) временна.
Согласно ст. 166 ТК РФ служебной командировкой считается поездка по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются. Следовательно, если перевозка грузов автомобильным транспортом в международном сообщении относится к основным видам деятельности водителей организации, такие поездки не признаются командировками, а являются фактом выполнения водителями своих трудовых обязанностей на основании трудового договора. В соответствии с частью второй ст. 57 и частью второй ст. 168.1 ТК РФ перечень работ, профессий, должностей работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами либо трудовым договором.
Вопрос об учете рабочего времени водителей, постоянная работа которых осуществляется в пути или носит разъездной характер работ, в табеле учета рабочего времени действующими правовыми актами не урегулирован. Между тем закон обязывает работодателя вести учет времени, фактически отработанного каждым работником (часть четвертая ст. 91 ТК РФ, смотрите также письмо Федеральной службы по труду и занятости от 02.12.2009 N 3567-6-1, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2017 N 09АП-22589/2017-АК). Нарушение данного требования об учете фактически отработанного работником времени является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ (смотрите, например, постановление заместителя Председателя Верховного Суда РФ от 31.07.2009 N 18-АД09-8, решение Самарского областного суда от 27.10.2016 N 21-2128/2016).
Как следует из вопроса, в данном случае заполнение табеля возможно только по показаниям тахографа уже после возвращения водителей из рейса. В то же время мы полагаем, что работодатель может обязать работников представлять отчет о продолжительности управления транспортным средством или продолжительности выполнения другой работы с необходимой работодателю периодичностью во время выполнения рейса и на основании полученных данных заполнять табель.
На основании полученных от водителей данных (о времени управления транспортным средством, а также о времени выполнения "другой работы") фактически отработанное время должно отражаться в табеле учета рабочего времени буквенным кодом "Я" или цифровым "01" с указанием в графе под кодом продолжительности этого времени. Дни еженедельного отдыха отражаются буквенным кодом "В" или цифровым "26".
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Раченкова Юлия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена
5 октября 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним