Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
23.10.2018
- Организация, находящаяся на основной системе налогообложения, приобрела кассовый аппарат по цене 9900 руб., фискальный накопитель к нему на 15 месяцев по цене 7700 руб. и лицензию на право использования программного продукта "1С-ОФД" сроком на 15 месяцев по цене 3500 руб. Учетной политикой организации для целей бухгалтерского учета установлен лимит стоимости основных средств более 40 тыс. руб. Как учесть все эти затраты в бухгалтерском и налоговом учете?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Кассовый аппарат вместе с фискальным накопителем как для целей бухгалтерского, так и для целей налогового учета учитывается в качестве материальных запасов. Его первоначальная стоимость в размере 17 600 руб. списывается в расходы единовременно при вводе аппарата в эксплуатацию.
Расходы на приобретение лицензии на программное обеспечение учитываются в составе расходов равномерно в течение 15 месяцев и в бухгалтерском, и в налоговом учете.
Обоснование вывода:
Бухгалтерский учет
Приобретенный организацией кассовый аппарат (далее также - ККТ) отвечает всем условиям, установленным п. 4 ПБУ 6/01 для признания этого имущества в качестве ОС.
Фискальный накопитель представляет собой программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство защиты фискальных данных в опломбированном корпусе, содержащее ключи фискального признака (ст. 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа"). Фискальный накопитель не выполняет самостоятельной функции, а используется в составе ККТ, поэтому, несмотря на то, что его использование предполагается в течение длительного времени (более 12 мес. (пп. "б" п. 4 ПБУ 6/01)), самостоятельным объектом ОС накопитель быть не может (пп "а" п. 4, п. 6 ПБУ 6/01).
По нашему мнению, при приобретении ККТ в первоначальную стоимость этого актива необходимо включить и стоимость отдельно приобретенного накопителя. При последующих приобретениях накопителей их следует рассматривать как запасные части (расходные материалы) и учитывать их в составе материально-производственных запасов (далее - МПЗ) на счете 10 "Материалы" с последующим единовременным списанием их стоимости при установке на ККТ в состав расходов на ремонт ОС (п.п. 26, 27 ПБУ 6/01, п. 2 ПБУ 5/01, п.п. 7, 16, 19 ПБУ 10/99, п.п. 42, 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов).
На основании абзаца 4 п. 5 ПБУ 6/01 активы, которые соответствуют условиям отнесения их к основным средствам, но имеют стоимость не более лимита, предусмотренного учетной политикой предприятия (в пределах 40 т. руб. за единицу), организация может учитывать в составе МПЗ.
Поскольку в данном случае первоначальная стоимость ККТ с накопителем составляет 17 600 руб., а учетной политикой установлен лимит стоимости ОС более 40 тыс. руб., то кассовый аппарат необходимо учесть в составе МПЗ. Фактическая себестоимость малоценных ОС (МПЗ) на дату их вовлечения в производство (ввода в эксплуатацию) единовременно списывается в состав расходов (п. 93 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов). При этом в целях обеспечения сохранности таких объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением, например, за балансом (абзац 4 п. 5 ПБУ 6/01).
Приобретение кассового аппарата отражается в учете следующими записями:
Дебет 10 Кредит 60
- кассовый аппарат и фискальный накопитель поставлены на учет;
Дебет 19 Кредит 60
- отражен НДС, предъявленный по приобретенному имуществу;
Дебет 68 Кредит 19
- НДС принят к вычету;
Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 10
- стоимость кассового аппарата учтена в расходах;
Дебет 012
- кассовый аппарат учтен за балансом.
Расходы, связанные с приобретением права на использование программного обеспечения, принимаются к учету в составе расходов будущих периодов, а затем подлежат списанию на счета учета затрат в течение срока, указанного в договоре (15 месяцев) (п. 39 ПБУ 14/2007, п. 19 ПБУ 10/99, п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации):
Дебет 97 Кредит 60 (76)
- 3500 руб. - отражены в составе расходов будущих периодов затраты, связанные с приобретением прав на использование программного обеспечения (лицензии);
По мере признания расходов:
Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 97
- 233,33 руб. (3500 руб./ 15 мес.) - списана часть расходов, приходящаяся на месяц.
Налог на прибыль
В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 тыс. руб.
В данном случае стоимость кассового аппарата вместе с фискальным накопителем (п. 1 ст. 257 НК РФ) меньше 100 тыс. руб., поэтому данный актив в составе амортизируемого имущества не учитывается. В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.
При этом в целях списания стоимости имущества, указанного в пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ, в течение более одного отчетного периода налогоплательщик вправе (не обязан) самостоятельно определить порядок признания материальных расходов в виде стоимости такого имущества с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей.
Из пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ следует, что данная норма предусматривает возможность выбора порядка списания стоимости имущества, не признаваемого для целей налогообложения амортизируемым, а именно:
1) учитывать в расходах единовременно на дату ввода актива в эксплуатацию;
2) учитывать в течение нескольких отчетных периодов в самостоятельно определенном организацией порядке, причем такой порядок должен быть разработан с учетом экономически обоснованных показателей, в частности, с учетом срока использования имущества.
В учетной политике для целей налогообложения необходимо выбрать один из способов, предусмотренных пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ (письма Минфина России от 20.05.2016 N 03-03-06/1/29124, от 26.05.2016 N 03-03-06/1/30414).
Расходы на приобретение прав на использование программного обеспечения (на приобретение лицензии) принимаются к учету в соответствии с пп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ - в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (письма Минфина России от 30.01.2017 N 03-03-06/1/4386, от 12.02.2016 N 07-01-09/7509).
Такие расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль учитываются равномерно в течение срока действия лицензионного договора. В данном случае - в течение 15 месяцев (п. 1 ст. 272 НК РФ, письма Минфина России от 31.08.2012 N 03-03-06/2/95, от 25.05.2012 N 03-03-06/1/276).
Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Учет приобретения и эксплуатации контрольно-кассовой техники;
- Энциклопедия решений. Учет расходов на оплату услуг ОФД.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья
Ответ прошел контроль качества
5 октября 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним