Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

23.10.2018
ВОПРОС:
Организация, являющаяся контрагентом по пяти контрактам (Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд") на поставку трансформаторных подстанций, периодически нарушает срок поставки по контракту (доставляет с задержкой). В настоящее время по этим контрактам частично обязательства выполнены, частично еще нет. При этом та же организация принимает участие в других торгах заказчика (аналогичных, но по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ).
Какие санкции можно предъявлять этому контрагенту, помимо штрафа (пени), учитывая, что из-за нарушения сроков заказчик нарушает сроки исполнения своих обязательств по другим договорам?
Можно ли отказывать этой организации в допуске к участию в других закупках, осуществляемых заказчиком?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик вправе требовать от поставщика уплаты неустойки (пени и, при определенных обстоятельствах, штрафа), а также возмещения убытков в части, не покрытой неустойкой.
Сами по себе приведенные обстоятельства не являются основанием для отказа в допуске контрагента к участию в иных закупках, осуществляемых заказчиком.

Обоснование вывода:
1. Согласно ч. 5 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 (смотрите Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила)).
Согласно п. 10 Правил пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правилами, но не менее чем 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (смотрите также ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Размеры штрафа устанавливаются контрактом в порядке, установленном п.п. 3-9 Правил, в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта (ч. 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, п. 2 Правил).
Как видно из приведенных норм, за разные виды нарушений заказчиком условий контракта Закон N 44-ФЗ предусматривает различные виды ответственности: в случае нарушения поставщиком срока исполнения обязательства к нему может быть предъявлено требование исключительно об уплате пени. Требовать от поставщика уплаты штрафа заказчик вправе лишь в случае, если контрагентом допущены нарушения условий контракта, не связанные с просрочкой исполнения основного обязательства - поставки. Если в приведенной ситуации такие нарушения отсутствуют, нет оснований и для направления заказчику требований об уплате штрафа (смотрите постановление Пятнадцатого ААС от 15.03.2018 N 15АП-13956/17, оставленное в силе постановлением АС Северо-Кавказского округа от 20.06.2018 N Ф08-4521/18, постановления Пятнадцатого ААС от 24.09.2018 N 15АП-13356/18, от 11.10.2017 N 15АП-13906/17, оставленное в силе постановлением АС Северо-Кавказского округа от 25.01.2018 N Ф08-10772/17, Двадцать первого ААС от 28.02.2018 N 21АП-2154/17, Двадцатого ААС от 10.02.2017 N 20АП-8143/16). Вместе с тем если на момент прекращения договора (например, в связи с его расторжением по инициативе заказчика) поставщиком не будут исполнены все предусмотренные им обязательства, кроме требования об уплате пени, заказчик должен будет предъявить поставщику требование об уплате штрафа (смотрите в связи с этим, например, определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 09.03.2017 N 302-ЭС16-14360; п. 36 Обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 09.04.2018 N Ф10-808/18 по делу N А14-4423/2017).
2. Закон N 44-ФЗ основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ), который предусматривает обязанность должника возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (п. 1 ст. 393 ГК РФ). В силу п. 2 ст. 393 ГК РФ убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 15 ГК РФ.
Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п. 1 ст. 15 ГК РФ). Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 ГК РФ). Соответственно, расходы, понесенные заказчиком в связи с исполнением договорных обязательств перед третьими лицами, принципиально могут быть квалифицированы как убытки. Разумеется, для их взыскания с поставщика заказчику нужно будет доказать, во-первых, факт нарушения обязательства поставщиком, во-вторых, наличие и размер убытков, а в-третьих, причинно-следственную связь между убытками и противоправными действиями поставщика (смотрите, например, п. 5 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7, п. 12 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25, постановление АС Северо-Западного округа от 14.12.2015 N Ф07-1606/15, постановление ФАС Поволжского округа от 17.07.2014 N Ф06-11676/13, постановление Первого ААС от 27.10.2017 N 01АП-7186/17, а также постановления Четвертого ААС от 28.06.2018 N 04АП-2554/18, Двадцатого ААС от 28.06.2018 N 20АП-2870/18, Девятнадцатого ААС от 20.07.2017 N 19АП-2928/17). Однако оценить вероятность удовлетворения указанных требований применительно к рассматриваемой ситуации в рамках этой консультации не представляется возможным. Напомним лишь, что если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлена неустойка, то убытки возмещаются в части, не покрытой неустойкой (п. 1 ст. 394 ГК РФ).
3. Ни Закон N 44-ФЗ, ни Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) не предусматривают такого основания для отказа в допуске контрагента к участию к другим закупкам заказчика, как ненадлежащее исполнение им своих обязательств по действующему контракту. Подобным основанием при определенных обстоятельствах может служить наличие сведений об участнике в реестре недобросовестных поставщиков (смотрите, например, материалы: Энциклопедия решений. Требование об отсутствии сведений об участнике закупки по Закону N 44-ФЗ в реестре недобросовестных поставщиков; Энциклопедия решений. Реестр недобросовестных поставщиков по Закону N 223-ФЗ). Однако для включения сведений о контрагенте в реестр недобросовестных поставщиков необходимо, чтобы контракт с поставщиком был расторгнут по решению суда или заказчиком в одностороннем порядке в связи с существенным нарушением поставщиков условий контракта (ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

2 октября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики