Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

25.10.2018
ВОПРОС:
В автономном учреждении закуплена веб-камера для оснащения компьютера, установленного в помещении кассы учреждения, и используется для регистрации процесса инкассации денежных средств.
По какой статье КОСГУ необходимо произвести оплату расходов на приобретение веб-камеры?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В зависимости от конечной цели использования веб-камеры расходы на ее приобретение могут быть отнесены:
- на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ, если производится оплата нефинансового актива, относящегося к основному средству или в рамках договора на модернизацию (дооборудование) ранее приобретенного основного средства;
- на статью 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ, если закупаемый нефинансовый актив относится к материальным запасам.

Обоснование вывода:
Порядок классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) установлен разделом V Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н). В них указано, что:
- на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на приобретение объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию (модернизацию с дооборудованием) основных средств;
- на статью 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ расходы по оплате договоров на приобретение объектов, относящихся к материальным запасам.
Таким образом, при определении КОСГУ для оплаты нефинансового актива (в рассматриваемом случае это веб-камера) необходимо определить конечную цель производимой закупки.
В рассматриваемом случае веб-камера может быть учтена в бухгалтерском учете как:
- отдельный инвентарный объект основных средств;
- материальная ценность, закупаемая в целях дооборудования, приобретенного ранее основного средства (компьютер);
- материальный запас.
Принятие решения об отнесении закупаемого имущества к той или иной группе нефинансовых активов осуществляет комиссия по поступлению и выбытию активов учреждения (п. 34 Инструкции N 157н). В своей работе она руководствуется нормами Инструкции N 157н, а также федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н (далее СГС "Основные средства").
При этом отнесение имущества:
- в состав основных средств осуществляется при выполнении критериев, перечисленных в п.п. 38, 39 Инструкции N 157н, п.п. 7, 8 СГС "Основные средства";
- к материальным запасам в соответствии с требованиями п. 99 Инструкции N 157н.
Веб-камера, как нефинансовый актив, представляет собой устройство, предназначенное для фиксирования изображения в реальном масштабе времени и дальнейшей передачи его по компьютерным сетям. Для работы веб-камеры в компьютерной сети, как правило, не предполагается использование специальных устройств. Полученную информацию можно просмотреть на любом техническом устройстве, предназначенном для работы с изображением в цифровом формате, используемом веб-камерой. Это может быть отдельно стоящий компьютер или группа компьютеров, объединенных сетью, а также, в зависимости от технических параметров, и сама веб-камера.
Если при принятии решения профильной комиссией учреждения будет установлено, что закупаемая веб-камера:
- соответствует критериям отнесения к отдельному инвентарному объекту учета, то есть в хозяйственной деятельности учреждения будет использоваться как самостоятельное устройство, может даже закрепленное на другом нефинансовом активе (основном средстве или какой-то составной части основного средства), но неразрывно с ним не связана;
- срок полезного использования составит более 12 месяцев,
то тогда может быть принято вполне обоснованное решение об учете веб-камеры в качестве самостоятельного объекта в составе основных средств. Такая хозяйственная ситуация подлежит отражению по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.
Если профильной комиссией учреждения будет сделан вывод, что веб-камера является "новым" дополнительным устройством ввода информации для компьютерного устройства, установленного в кассе учреждения, и при этом улучшит его качественные или технические характеристики, то рассматриваемая закупка может быть классифицирована как дооборудование уже имеющегося основного средства. Тогда расходы по приобретению веб-камеры должны будут увеличить стоимость первоначально приобретенного имущества (компьютера) (п. 19 СГС "Основные средства", абзац 2 п. 27 Инструкции N 157н). В этом случае, если учреждением будет заключен договор на модернизацию (модернизацию с дооборудованием) конкретного компьютера, то расходы следует отнести в целях бухгалтерского учета по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.
В то же время, если приобретаемые камеры являются комплектующими для проведения модернизации основного средства (компьютера) хозяйственным способом, их оплату следует отразить в бухгалтерском учете по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ. С применением данной статьи следует отразить расходы и в случае, если профильной комиссией учреждения будет принято решение об учете камер в составе материальных запасов при установлении срока полезного использования веб-камеры менее 12 месяцев.
Также следует отметить, что любое решение об отнесении материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов является субъективным и основывается на профессиональном суждении конкретных должностных лиц учреждения, в котором будет осуществляться использование имущества, с учетом технических характеристик, специфики и предполагаемых условий эксплуатации объектов. Более того, специалисты финансового ведомства в своих разъяснениях также указывают, что такие решения относятся исключительно к компетенции сотрудников госучреждения, которые обладают полной и достоверной информацией, необходимой для их принятия (смотрите, например, письма Минфина России от 11.11.2013 N 02-06-010/48099, от 27.02.2012 N 02-07-10/534). Данный принцип не изменился и после вступления в силу федеральных стандартов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер, член ИПБ России Андреева Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

2 октября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики