Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
02.11.2018
- Организация применяет УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов". Порча электроматериалов, приобретенных для проведения электромонтажных работ, произошла в результате длительного хранения на неотапливаемом складе. Если компания не работает, а произвели ревизию и выявили недостачу и испорченные материалы, как правильно оформить документы? Какими проводками списать материалы?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бухгалтерском учете стоимость испорченных материалов списывается в состав прочих расходов. Если виновных лиц в недостаче материалов не выявлено, то стоимость недостающих материалов также списывается в состав прочих расходов.
В целях налогообложения убытки в виде порчи и недостачи материальных ценностей не учитываются.
Обоснование вывода:
Бухгалтерский учет
Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), если иное не установлено этим законом (ч. 1 ст. 6 Закона N 402-ФЗ). Частью 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ установлен перечень хозяйствующих субъектов, которые вправе не вести бухгалтерский учет, среди которых организации, не осуществляющие или приостановившие хозяйственную деятельность, не поименованы.
Кроме того, ч. 3 ст. 6 Закона N 402-ФЗ прямо установлено, что экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации. Причем датой прекращения деятельности организации является день записи в ЕГРЮЛ о ее ликвидации (п. 6 ст. 22 Федерального закона от 08.08. 2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Таким образом, организация, не ведя хозяйственную деятельность, не освобождается от ведения бухгалтерского учета в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете, от сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности, а также статистической отчетности.
В соответствии с п. 124 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (далее - Методические указания), материалы (МПЗ), в частности, пришедшие в негодность по истечении сроков хранения, а также морально устаревшие, подлежат списанию со счета учета материалов. Выбытие МПЗ имеет место также в результате их порчи и недостачи.
Пунктом 22 Методических указаний установлено, что организация обязана проводить инвентаризацию, в частности, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года), а также в случае выявления фактов хищения и порчи МПЗ.
Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, в состав которой включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, представители службы внутреннего аудита организации, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.) (п.п. 2.2, п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, далее - Указания по инвентаризации).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации в первую очередь руководителем организации должен быть издан приказ о проведении внеплановой (если сначала была обнаружена порча МПЗ или их недостача) или плановой (ежегодной) инвентаризации (по результатам которой были выявлены факты порчи и недостачи) (ч. 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ, п. 1.5 Указаний по инвентаризации).
С учетом положений ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ для оформления приказа может быть использована форма N ИНВ-22 (утверждена постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88).
В приказе должно быть указано, какое имущество подлежит инвентаризации (например, материально-производственные запасы, находящиеся на складе N__). В качестве причины проведения внеплановой инвентаризации можно указать, например, выявление порчи имущества. При проведении плановой инвентаризации можно указать: "Проведение ежегодной инвентаризации материально-производственных запасов".
Указания по инвентаризации не содержат специальной оговорки о том, что члены инвентаризационной комиссии должны состоять с организацией в трудовых отношениях. Поэтому, если в организации на данный момент нет работников кроме директора, то, по нашему мнению, включение в состав такой комиссии представителей сторонних организаций не противоречит действующему законодательству.
При проведении инвентаризации комиссия должна (п. 125 Методических указаний):
- осмотреть МПЗ;
- установить причину непригодности к использованию МПЗ;
- выявить виновных лиц или установить их отсутствие;
- определить возможность использования МПЗ на другие цели или возможность их продажи;
- оформить документацию по результатам инвентаризации, в том числе акт на списание МПЗ;
- представить документацию на утверждение руководителю организации;
- провести совместно с экономическими службами (специалистами) организации оценку рыночной стоимости МПЗ при понижении их физических свойств и определить стоимость отходов (утиля, лома и т.п.);
- осуществить контроль за утилизацией непригодных к дальнейшему использованию МПЗ.
Первичными документами, являющимися основанием для отражения операции по выбытию МПЗ в результате порчи и недостачи, могут быть (ч.ч. 1, 2, 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ):
- документы по учету результатов инвентаризации (могут быть приняты за основу формы, предусмотренные постановлениями Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 и от 27.03.2000 N 26, такие как: инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-3); сличительная ведомость (форма N ИНВ-19); ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма N ИНВ-26));
- распоряжение руководителя организации о взыскании (об отказе от взыскания) ущерба с виновного лица (если таковое установлено);
- решение суда о взыскании (невзыскании) с работника задолженности (при условии, что организация обращалась в суд);
- постановление о приостановлении предварительного следствия в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (если организация обращалась в правоохранительные органы);
- заключение о факте порчи запасов, полученное от соответствующих служб организации (отдела технического контроля, другой аналогичной службы) или специализированных организаций (п. 31 Методических указаний). Таким документом может являться "Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей" (можно взять за основу форму ТОРГ-15);
- акт на списание МПЗ (п. 126 Методических указаний), например, по форме ТОРГ-16.
Стоимость МПЗ, которые выбывают в результате порчи и недостачи, списываются с учета по фактической себестоимости. Стоимость выбывающих ценностей списывается с кредита счета 10 "Материалы" в дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" до появления у организации оснований, позволяющих покрыть недостачу за счет соответствующих источников (пп. "б" п. 29, п.п. 127, 128 Методических указаний).
Из п. 30 Методических указаний следует, что суммы, учтенные на счете 94, в зависимости от источников возмещения в дальнейшем списываются:
- в пределах норм естественной убыли - на счета учета затрат или (и) на расходы на продажу (20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные расходы" и др., 44 "Расходы на продажу"). Поскольку в данном случае организация деятельности не ведет, то убытие МПЗ в пределах норм естественной убыли учитываются в составе прочих расходов (счет 91, субсчет "Прочие расходы");
- за счет виновных лиц;
- на финансовые результаты организации (счет 91, субсчет "Прочие расходы"), в случае, если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них.
Потерявшие первоначальный вид и свойства МПЗ, которые могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой), одновременно приходуются организацией по рыночным ценам с учетом их физического состояния с уменьшением на эту сумму потерь от порчи (пп. "б" п. 29 Методических указаний).
С учетом изложенного полагаем, что операции по списанию материалов в рассматриваемой ситуации могут сопровождаться следующими записями в учете:
Дебет 94 Кредит 10
- отражено списание фактической себестоимости испорченных материалов;
Дебет 10 Кредит 94
- оприходованы по рыночной стоимости (с учетом физического состояния) МПЗ, которые могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой), например, по цене металлолома;
Дебет 91 Кредит 94
- отражено списание потерь от порчи материалов, непригодных к использованию, за счет финансового результата организации;
Дебет 76 (73) Кредит 94
- сверхнормативные потери отнесены на виновных лиц (поставщика, хранителя, работников и т.п.).
Налоговый учет
Налогоплательщики, применяющие УСН, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, перечень которых предусмотрен п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Указанный перечень расходов является исчерпывающим (закрытым).
Расходы в виде недостачи, хищения и порчи МПЗ ст. 346.16 НК РФ не предусмотрены, и поэтому при определении налоговой базы не учитываются.
Кроме того, затраты на приобретение материалов при применении УСН учитываются в момент погашения задолженности по их оплате перед поставщиками (пп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16, ст. 254, пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Иными словами, если рассматриваемые нами МПЗ были оплачены поставщикам, то расходы на их приобретение уже уменьшили налоговую базу по УСН. При списании же этих материалов в связи с их порчей и недостачей произойдет повторный учет расходов на их приобретение.
Все случаи восстановления ранее признанных расходов для целей применения гл. 26.2 НК РФ перечислены в ней (например, при выбытии объекта основных средств до истечения определенного периода времени (абзац 14 п. 3 ст. 346.16 НК РФ)).
Восстановление материальных расходов в зависимости от эффективности использования МПЗ этой главой не предусмотрено.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Порядок проведения инвентаризации: пошаговый алгоритм;
- Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет выбытия материалов в результате хищения, порчи, недостачи.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья
Ответ прошел контроль качества
10 октября 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним