Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

07.11.2018
ВОПРОС:
Администрации поселения имеет подведомственное бюджетное учреждение. Должности заместителя руководителя штатным расписанием учреждения не предусмотрено. Директор бюджетного учреждения уходит на больничный. В должностной инструкции директора прописано, что в случае его отсутствия (отпуск, болезнь) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Должен ли учредитель издавать распоряжение о назначении и.о. директора, или же директор делает это своим внутренним приказом? Или в данной ситуации должно быть и распоряжение учредителя, и приказ директора о возложении обязанностей?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Временная передача отдельных полномочий руководителя учреждения другому работнику возможна без согласования с учредителем учреждения на основании доверенности, выданной руководителем, с обязательным оформлением кадровых документов в зависимости от того, в каком порядке работодатель в лице руководителя учреждения и работник согласовали выполнение обязанностей руководителя (внутренний перевод, поручение дополнительной работы или внутреннее совместительство). Если иное не предусмотрено уставом организации, временное назначение другого работника директором учреждения необходимо только в том случае, если ему передаются все полномочия директора.

Обоснование позиции:
Бюджетное учреждение является юридическим лицом, приобретающим гражданские права и принимающим на себя гражданские обязанности через свои органы (ст. 53 ГК РФ, ст.ст. 3, 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ)). Согласно п. 1 ст. 28 Закона N 7-ФЗ структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с указанным законом и иными федеральными законами. Образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий относятся к компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией, состав и компетенция которого определяется законом об этих организациях (ст. 29 Закона N 7-ФЗ). Согласно ст. 30 Закона N 7-ФЗ при отсутствии других органов управления к компетенции руководителя учреждения относятся все вопросы текущего руководства деятельностью учреждения.
Временное замещение руководителя учреждения предполагает передачу сотруднику, его замещающему, не только полномочий по управлению внутренней деятельностью этого учреждения (принятие и увольнение работников, издание приказов по учреждению и т.п.), но и полномочий, связанных с внешним представительством учреждения перед третьими лицами (заключение, изменение и расторжение договоров, распоряжение предоставленными учреждению имуществом и денежными средствами и т.п.). При этом ГК РФ, Закон N 7-ФЗ, иные акты гражданского законодательства не устанавливают каких-либо особых правил наделения полномочиями представителя учреждения.
В силу п. 1 ст. 53, п. 1 ст. 182, п. 1 ст. 185 ГК РФ сделки от имени любого юридического лица (в том числе и некоммерческой организации) вправе совершать его орган или лицо, уполномоченное соответствующей доверенностью. Учредительным документом учреждения является его устав, утвержденный его учредителем (ч. 2 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ). Следовательно, от имени учреждения доверенность на подписание документов от имени учреждения может быть выдана только его руководителем или иным лицом, которому это право предоставлено уставом учреждения. Доверенность от имени юридического лица должна быть подписана директором или иным уполномоченным учредительными документами лицом с приложением печати организации (п. 5 ст. 185 ГК РФ). Гражданское законодательство не предусматривает возможности назначения "исполняющего обязанности" руководителя некоммерческой организации. Предполагается, что всеми полномочиями в любом случае может обладать только руководитель, назначаемый в установленном порядке.
Таким образом, в ситуации, когда директор по причине временного отсутствия не может осуществлять свои полномочия, он вправе возложить функции по решению определенных вопросов текущего руководства на другого работника учреждения путем выдачи соответствующей доверенности по правилам, предусмотренным ст. 185 ГК РФ. Необходимость получать согласие других органов бюджетного учреждения для передачи руководителем части своих полномочий законом не предусмотрена.
Нередко на практике полномочия руководителя организации (в том числе по подписанию документов) возлагаются на иное лицо путем издания приказа (без оформления доверенности). По своей сути, приказ - это локальный акт, регулирующий отношения внутри организации и не имеющий юридической силы в отношениях с третьими лицами. Но в некоторых случаях суды признают приказ надлежащим оформлением доверенности. Как указал Пленум ВАС РФ в постановлении от 27.09.1994 N 29, приказ, уполномочивающий на заключение договоров, по существу, может выполнять функции доверенности. Такой подход, в целом, поддерживается в судебной практике (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 24.04.2007 N А43-14376/2006-8-81, ФАС Северо-Кавказского округа от 24.02.1999 N Ф08-37/99, п. 11 постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 11, определение ВАС РФ от 11.09.2007 N 10435/07, постановление ФАС Уральского округа от 19.05.2008 N Ф09-2294/08-С5). Однако следует иметь в виду, что решения судов принимаются в каждом случае исходя из конкретных обстоятельств дела, фактически сложившихся отношений сторон и содержания документов. Следовательно, в отношениях с третьими лицами полномочия лица, подписывающего документы от имени учреждения, целесообразно подтверждать именно доверенностью.
Несмотря на то, что действующим законодательством право руководителя учреждения на передачу своих функций по доверенности другим лицам напрямую не ограничивается, представляется, что такая передача допускается только в отношении части функций руководителя. В силу ст. 123.21 ГК РФ руководитель учреждения назначается учредителем. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем. В рассматриваемой ситуации функции назначения руководителя муниципального учреждения выполняет администрация сельского поселения (п. 1 ст. 65 Устава Крыловского сельского поселения Крыловского района (принят решением Совета Крыловского сельского поселения Крыловский район от 03.05.2017 N 144) (далее - Устав); http://krilovsk.ru/documents/2015-02-17-13-41-18). Администрация назначает на должность и освобождает от должности руководителей учреждений в соответствии с законодательством (смотрите п. 3 ст. 65 Устава). Таким образом, передача директором своих полномочий иному лицу по доверенности в полном объеме фактически является нарушением компетенции администрации Крыловского сельского поселения в вопросе назначения руководителя учреждения. Полагаем, что перепоручение работнику учреждения всего объема прав и обязанностей руководителя муниципального учреждения на время его отсутствия возможно исключительно в том же порядке, который установлен для назначения руководителя учреждения, то есть по решению администрации сельского поселения о назначении этого работника директором.
Напомним также, что если сотрудник будет выполнять только обязанности по должности руководителя, которую он временно замещает, такая ситуация оформляется временным переводом на другую работу в соответствии со ст. 72.2 ТК РФ на основании дополнительного соглашения к трудовому договору. Если же обязанности работника по основному месту работы сохраняются, а обязанности руководителя он выполняет дополнительно, возможно оформление либо внутреннего совместительства на основании срочного трудового договора (ст.ст. 59, 60.1 ТК РФ), либо поручения дополнительной работы в виде исполнения обязанностей отсутствующего работника (ст. 60.2 ТК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

19 октября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики