Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

07.11.2018
ВОПРОС:
Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением согласно Распоряжению межрегионального территориального управления передан объект недвижимого имущества "Квартира" федеральному государственному учреждению. На передаваемый объект начисляется амортизация.
В мае 2018 года оформлены и подписаны двумя сторонами первичные учетные документы - Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (форма по ОКУД 0504101), Извещение (форма по ОКУД 0504805), в которых указана сумма начисленной амортизации на дату составления Акта приема-передачи объектов нефинансовых активов (25 мая 2018 г.)
1 сентября 2018 года прекращено право оперативного управления согласно выписке из ЕГРН.
Необходимо ли формировать и подписывать новые первичные учетные документы - Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов и Извещение с начисленной суммой амортизации за июнь, июль, август 2018 года? Или в бухгалтерском учете необходимо отразить выбытие квартиры согласно передаточным документам?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В данной ситуации сторонам необходимо привести в соответствие с требованиями нормативных актов порядок отражения информации о начисленной амортизации и остаточной стоимости изъятого из оперативного управления объекта в первичных документах, на основании которых отражаются операции по приему-передаче имущества в бухгалтерском учете обеих сторон.
В бухгалтерском учете выбытие квартиры в результате передачи следует отражать датой внесения в ЕГРН сведений о прекращении права оперативного управления по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (списанием) суммы начисленной амортизации, сформированной на дату внесения сведений.

Обоснование вывода:
С 1 января 2018 года в отношении хозяйственных операций с основными средствами бюджетные учреждения должны применять нормы федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, в том числе федерального стандарта "Основные средства", утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н (далее - СГС "Основные средства").
В соответствии с п. 24 СГС "Основные средства" получение объектов основных средств от собственника (учредителя), иной организации госсектора подлежит признанию в бухгалтерском учете в оценке, определенной передающей стороной (собственником (учредителем) - по стоимости, отраженной в передаточных документах). Вместе с этим согласно п. 29 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), передача (получение) объектов государственного (муниципального) имущества осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету) суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации (в случае наличия).
Согласно п. 7 СГС "Основные средства" к основным средствам относятся материальные ценности, являющиеся активами, если материальные ценности принадлежат (находятся во владении (пользовании)) субъекту учета на праве оперативного управления. При этом в отношении объектов недвижимости права оперативного управления должны быть подтверждены в случаях, предусмотренных законодательством РФ, документами о государственной регистрации права (письмо Минфина России от 30.11.2017 N 02-07-07/79257, п. 36 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н). Поэтому для отражения операций по выбытию с балансового учета объектов недвижимости бюджетному учреждению необходимо располагать документами, подтверждающими государственную регистрацию прекращения права оперативного управления.
Начисление амортизации основных средств с 1 января 2018 года осуществляется в соответствии с положениями главы VI СГС "Основные средства" (п. 92 Инструкции N 157н).
Начисление амортизации объекта основных средств:
- начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия его к бухгалтерскому учету (п. 33 СГС "Основные средства");
- прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения признания (выбытия его из бухгалтерского учета), или с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором остаточная стоимость объекта основных средств стала равной нулю (п. 34 СГС "Основные средства").
Начисление амортизации не приостанавливается в случаях, когда объект основных средств простаивает или не используется или удерживается для последующей передачи (списания) (п. 34 СГС "Основные средства").
Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что выбытие с балансового учета отражается с момента государственной регистрации прекращения права оперативного управления. При этом начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем выбытия его из бухгалтерского учета.
Первичные учетные документы должны составляться в момент совершения фактов хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после окончания факта хозяйственной жизни (п. 21 СГС "Концептуальные основы", ч. 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). При этом дата составления документа является одним из его обязательных реквизитов (п. 25 СГС "Концептуальные основы", п. 2 ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Организации госсектора используют перечень форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, а также Методические указания по их применению, утвержденные приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н (далее - Приказ N 52н).
Согласно Приказу N 52н при передаче имущества в государственную казну, в том числе при изъятии объектов нефинансовых активов из оперативного управления для оформления выбытия из учреждения объектов недвижимого имущества, применяется Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) (далее - Акт (ф. 0504101)). Как было отмечено выше, к первичным документам, являющимся основанием для выбытия из бухгалтерского учета объектов недвижимого имущества, прилагаются документы, подтверждающие государственную регистрацию прекращения права оперативного управления на объекты недвижимого имущества.
Таким образом, отражение выбытия (передачи) имущества с балансового учета и полное оформление Акта (ф. 0504101) ранее даты регистрации прекращения права оперативного управления будет противоречить действующим нормам закона.
Процедура изъятия имущества из оперативного управления достаточно продолжительная - только на этапе обращения учреждения по вопросу изъятия имущества она может составлять до 30 дней (смотрите, например, п. 6 разд. 8 Положения по осуществлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (его территориальными органами) полномочий собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий, утвержденного приказом Росимущества от 31.08.2012 N 193). Таким образом, между датой формирования учреждением указанного обращения и датой внесения в ЕГРП записи о прекращении права оперативного управления на изъятое имущество может пройти значительный промежуток времени (более одного месяца), в течение которого остаточная стоимость данного имущества будет меняться на сумму начисленной за этот период амортизации.
Однако отражаемые в первичном документе показатели должны быть актуальными - соответствующими данным бухгалтерского (бюджетного) учета на дату составления документа. Речь прежде всего о графе 10 раздела 1 "Начисленная амортизация" Акта (ф. 0504101), где должна быть отражена сумма амортизации, сформированная в учете до даты составления документа.
Установленный порядок оформления первичных документов, сопровождающих операции по изъятию из оперативного управления объекта недвижимого имущества, обязывает учреждение в рассматриваемой ситуации отражать передачу данного объекта с остаточной стоимостью, сформированной с учетом амортизации, начисленной к моменту передачи, то есть в сентябре 2018 года. Остаточная стоимость объекта и сумма начисленной амортизации, заявленные при обращении в территориальный орган Росимущества в мае 2018 года, на дату составленного акта приема-передачи имущества уже неактуальны.
Таким образом, в данной ситуации сторонам необходимо привести в соответствие с требованиями нормативных актов порядок отражения информации о начисленной амортизации и остаточной стоимости изъятого из оперативного управления объекта прежде всего в Акте (ф. 0504101), являющемся документом-основанием для отражения операции по приему-передаче имущества в бухгалтерском (бюджетном) учете обеих сторон.
Дополнительно для обеспечения достоверности учета как у передающей, так и у принимающей стороны может оформляться Извещение (ф. 0504805).
Извещение (ф. 0504805) используется при оформлении расчетов, возникающих по операциям приемки-передачи имущества, активов и обязательств между субъектами учета, в том числе при межведомственных и межбюджетных расчетах. Инициатором направления Извещения (ф. 0504805) может быть любая из сторон. Заполненное Извещение (ф. 0504805) принимается к учету с отражением соответствующих бухгалтерских записей в регистрах бухгалтерского учета.
На практике учреждения при получении документов, подтверждающих государственную регистрацию прекращения права оперативного управления на объекты недвижимого имущества, формируют Извещение (ф. 0504805) с показателями на дату регистрации. Данные показатели впоследствии переносятся в разделы Актов (ф. 0504101) "Отметка о снятии с учета (отправителем)" и "Отметка о принятии к учету (получателем)".
В заключение отметим, что принятие к бухгалтерскому учету документов, оформленных с нарушением требований Инструкции N 157н, и отражение в бухгалтерском (бюджетном) учете операций на основании первичных документов, составленных с нарушениями, может привести к искажению данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.11 КоАП РФ. И, кроме того, отражение в учете принимающей стороны выбытия объекта с остаточной стоимостью, отличной от аналогичного показателя в учете принимающей передающей стороны, в конечном итоге будет являться серьезным нарушением, препятствующим осуществлению консолидации бюджетной отчетности на уровне федерального бюджета.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Ответ прошел контроль качества

18 октября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики