Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

12.11.2018
ВОПРОС:
При сдаче в аренду муниципального имущества, которое закреплено за муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения, обязано ли предприятие, применяющее упрощенную систему налогообложения, исполнять обязанности налоговых агентов?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Поскольку в рассматриваемом случае муниципальное предприятие применяет УСН, оно освобождено от обязанностей плательщика НДС. Предприятие не предъявляет к оплате НДС дополнительно к сумме арендной плате, не являясь ни налогоплательщиком НДС, ни налоговым агентом по НДС.
В связи с тем, что арендодатель в рассматриваемой ситуации не является ни органом государственной власти и управления, ни органом местного самоуправления, на арендаторов в данном случае также не возлагаются обязанности налогового агента по НДС.

Обоснование вывода:
Пунктом 3 ст. 161 НК РФ предусмотрено, что при аренде государственного (муниципального) имущества у органов государственной власти (местного самоуправления) налоговая база по НДС определяется арендатором. Он признается налоговым агентом - лицом, которое обязано исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, может быть закреплено за муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения (статьи 294 ГК РФ). Если муниципальное предприятие передает такое имущество в аренду, то п. 3 ст. 161 НК РФ не применяется. Иных норм, устанавливающих особый порядок исчисления и уплаты НДС при передаче в аренду муниципальным предприятием имущества, переданного ему на праве хозяйственного ведения, глава 21 НК РФ не содержит, а значит, применяются общие нормы (письма Минфина России от 11.07.2017 N 03-07-11/43774, от 07.07.2016 N 03-07-14/39827, от 11.04.2013 N 03-07-07/12128, от 28.12.2012 N 03-07-14/121, от 10.05.2012 N 03-07-11/140).
Соответственно, у организации или ИП, являющегося арендатором такого имущества, обязанностей налогового агента по НДС не возникает (смотрите, например, письмо Минфина России от 26.05.2016 N 03-07-11/30226).
Это означает, что арендодатель в общем случае как налогоплательщик должен определить сумму НДС и предъявить его арендатору. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 26.05.2016 N 03-07-11/30226, от 23.07.2012 N 03-07-15/87 (доведено до нижестоящих налоговых органов письмом ФНС России от 19.10.2012 N ЕД-4-3/17737@).
Но поскольку в рассматриваемом случае муниципальное предприятие применяет УСН, оно освобождено от обязанностей плательщика НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). При оказании муниципальными предприятиями, применяющими УСН, услуг по предоставлению в аренду государственного (муниципального) имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения, НДС не исчисляется (письма Минфина России от 19.05.2015 N 03-07-11/28498).
В случае выставления лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС (в том числе применяющими УСН), покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы НДС вся сумма НДС, указанная в этом счете-фактуре, подлежит уплате в бюджет (пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ).
Соответственно, обязанность по уплате НДС в бюджет возлагается на продавца, применяющего УСН, только в случае выставления им покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы НДС*(1) (письма Минфина России от 22.06.2018 N 03-07-11/42820, от 15.02.2018 N 03-07-14/9470).
Предприятие, применяющее УСН, может быть налоговым агентом по НДС (п. 5 ст. 346.11 НК РФ) (т.е. должно заплатить в бюджет предъявленный ему НДС (т.е. когда предприятие само выступает в роли покупателя, заказчика, арендатора)) в случаях, предусмотренных главой 21 НК РФ. Например, при заключении договора аренды государственного (муниципального) имущества с органом государственной власти (местного самоуправления).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

26 октября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите дополнительно материал "Комментарий к письму Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 9.02.2018 N 03-07-14/7897 (О.П. Гришина, журнал "Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", N 4, апрель 2018 г.)".

 

Все консультации данной рубрики