Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

15.11.2018
ВОПРОС:
Является ли оказание услуг по дератизации, дезинсекции видом деятельности, для осуществления которой необходима лицензия?
ОТВЕТ:

На сегодняшний день в судебной практике выработан подход, согласно которому оказание указанных в вопросе услуг требует получения лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Перечень видов деятельности, для осуществления которых требуются лицензии, приведен в ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Как таковые виды деятельности "дератизация", "дезинсекция" в данный перечень не включены. В то же время согласно п. 46 указанной статьи подлежит лицензированию медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
Как следует из п. 10 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинская деятельность представляет собой профессиональную деятельность, в том числе по проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. В свою очередь, в силу положений п. 1 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ, выполняемые в том числе в рамках осуществления медицинской деятельности, должны своевременно и в полном объеме проводиться в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений)
Пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение), предусмотрено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению. Услуги по дератизации, дезинсекции в этот перечень не включены, в то же время в нем названы работы (услуги) по дезинфектологии.
В связи с этим отметим, что согласно п. 3.1 СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" дезинфекционная деятельность включает перечисленные в этой норме мероприятия (приведенный перечень не является исчерпывающим), в числе которых - камерное обеззараживание вещей, санитарная обработка людей, объектов, открытых территорий в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции (п. 3.8.1 СП 3.5.1378-03) и дератизации (п. 3.9.1 СП 3.5.1378-03).
Из буквального толкования приведенных норм, определяющих понятия медицинской деятельности и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, не следует, что мероприятия по дератизации, дезинсекции могут проводиться только в рамках медицинской деятельности. На этом основании Верховный Суд РФ в определении от 27.05.2015 N 303-КГ15-5519 сделал вывод, что не требуется лицензия для осуществления дезинфекционной деятельности в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации, которые не предусматривают осуществление мероприятий в рамках оказания медицинской помощи и не являются медицинской услугой (смотрите также решение ВС РФ от 09.09.2015 N АКПИ15-728). Этот подход предполагает, что деятельность по дератизации и дезинсекции подлежит лицензированию только в том случае, если она осуществляется в составе медицинской деятельности.
Однако в январе 2018 года Верховный Суд РФ изменил позицию по данному вопросу. В определениях СК по экономическим спорам ВС РФ от 15.01.2018 N 309-КГ17-12073 и от 12.01.2018 N 310-КГ17-14344 суд указал, что хотя дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы сами по себе не являются медицинским вмешательством и медицинской услугой, они включены в понятие "медицинская деятельность", а значит, для их выполнения необходима лицензия на осуществление медицинской деятельности. На приведенную позицию Верховного Суда РФ обращает внимание Роспотребнадзор в письме от 12.02.2018 N 01/1840-2018-32.
Справедливости ради отметим, что в настоящее время первоначальной позиции по данному вопросу продолжает придерживаться Министерство здравоохранения (смотрите, например, письмо этого органа от 13.06.2018 N 27-3/3059454-468), а единообразный подход к вопросу в правоприменительной практике антимонопольных органов на сегодняшний день не выработан (смотрите решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 19 марта 2018 г. N КС-58/2018, решение Федеральной антимонопольной службы от 14 июня 2018 г. N 2-57-7336/77-18).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

24 октября 2018 г.

 

Все консультации данной рубрики