Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

15.11.2018
ВОПРОС:
Бюджетное учреждение планирует заключение контракта на оказание услуг по обслуживанию ранее зарегистрированного одного доменного имени. Бюджетному учреждению как заказчику необходимо заключить контракт в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), в частности, включение обязательных условий в контракт, предусмотренных ст. 34, 94 и 95 Закона N 44-ФЗ.
Исполнитель услуг в свою очередь предлагает к подписанию договор с предварительной оплатой услуги, что будет являться согласно тексту договора акцептом настоящей оферты. Договор не содержит условий, соответствующих требованию Закона N 44-ФЗ. Исполнитель ссылается на ст. 428 ГК РФ - договор является договором присоединения, условия которого определены одной из сторон (исполнителем) в формулярах или иных стандартных формах и могут быть приняты другой стороной (заказчиком) не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. Никакие правки в текст договора не вносятся.
В какой форме заключить контракт заказчику? Как обосновать начальную минимальную цену контракта? Какая сумма штрафа грозит заказчику за заключение контракта в нарушение требований Закона N 44-ФЗ при условии, что исполнитель отказывается от подписания протокола разногласий?
ОТВЕТ:

Исчерпывающий перечень отношений, к которым Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) не применяется, приведен в ч. 2 ст. 1 этого закона. Упомянутые в вопросе отношения в этот перечень не включены. Не содержит Закон N 44-ФЗ и положений, которые позволяли бы заказчикам осуществлять закупки без соблюдения этого закона при заключении договора присоединения (ст. 428 ГК РФ). Поэтому в приведенной ситуации заказчик обязан осуществить закупку с соблюдением правил, предусмотренных Законом N 44-ФЗ (или, если имеется такая возможность, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц").
Согласно ч. 1 ст. 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного контрагента. Закупка у единственного контрагента осуществляется заказчиком только в случаях, установленных ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, большинство пунктов которой требуют наличия особых обстоятельств, делающих закупку иным способом фактически невозможной или очевидно нецелесообразной (ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). И лишь п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ допускает закупку у единственного контрагента в зависимости только от суммы закупки (при соблюдении ограничений, предусмотренных этими пунктами).
Заключение указанного в вопросе договора не выделено положениями ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в качестве отдельного основания для закупки у единственного контрагента. Следовательно, заключить указанный в вопросе договор без проведения конкурентных процедур заказчик может лишь на основании пунктов 4 или 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. В ином случае для осуществления закупки необходимо проведение одной из конкурентных процедур, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, что означает, в частности, необходимость включения в контракт, заключаемый по результатам проведения соответствующей процедуры, ряда обязательных условий (смотрите подробнее в материале: Энциклопедия решений. Обязательные (существенные) условия контракта по Закону N 44-ФЗ).
Если же цена, по которой планируется заключить договор, не превышает 100 000 рублей и соблюдаются прочие условия, установленные п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, закупка указанных в вопросе услуг возможна на основании указанной нормы. В этом случае заказчик, во-первых, не обязан обосновывать невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения контрагента, цену и иные существенные условия контракта (ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ)*(1). Во-вторых, контракт по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, может быть заключен в любой форме, а требования, предусмотренные ч.ч. 4-9, 11-13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, к таким контрактам заказчиком могут не применяться (ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Следовательно, указанный в вопросе договор может быть заключен заказчиком путем принятия условий, изложенных контрагентом в стандартных формах, в соответствии со ст. 428 ГК РФ. Само по себе это не свидетельствует о каком-либо нарушении и не является основанием для привлечения заказчика и его должностных лиц к ответственности. В заключение отметим, что на практике аналогичные договоры заключаются заказчиками, как правило, по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (смотрите результаты поиска в ЕИС по ссылке: http://zakupki.gov.ru/).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

24 октября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите подробнее, например, в материале: Энциклопедия решений. Определение и обоснование цены контракта с единственным поставщиком по Закону N 44-ФЗ.

 

Все консультации данной рубрики