Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
15.11.2018
- Планы эвакуации учтены в составе материальных запасов учреждения. Планы эвакуации закрепляются на стенах учреждения сотрудниками самостоятельно. Списываются ли планы эвакуации после того, как они были установлены?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Учетной политикой учреждения может быть установлено списание такой группы материальных запасов, как планы эвакуации, по мере их замены на новые.
Также отметим, что, несмотря на невозможность эксплуатации планов эвакуации вне здания, профильной комиссией может быть принято обоснованное решение об их учете в качестве отдельных объектов основных средств, а не в составе материальных запасов.
Обоснование вывода:
Любое решение об отнесении материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов является субъективным и основывается на профессиональном суждении конкретных должностных лиц учреждения, в котором будет осуществляться использование имущества, с учетом специфики и интенсивности эксплуатации каждого объекта. Более того, специалисты финансового ведомства в своих разъяснениях также указывают, что такие решения относятся исключительно к компетенции сотрудников госучреждения, которые обладают полной и достоверной информацией, необходимой для их принятия (смотрите, например, письма Минфина России от 11.11.2013 N 02-06-010/48099, от 27.02.2012 N 02-07-10/534).
В рассматриваемой ситуации планы эвакуации были учтены в составе материальных запасов. В то же время комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов не может относить нефинансовые активы в состав материальных запасов или основных средств произвольно. При принятии соответствующего решения комиссии в настоящее время необходимо руководствоваться положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н (далее - СГС "Основные средства"), а также нормами Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н). Если в отношении отдельных материальных ценностей нельзя определить из прямого толкования указанных норм их отнесение в состав основных средств или материальных запасов, то в отношении таких объектов в учреждении целесообразно определить порядок учета объектов внутренним локальным актом (учетной политикой). В противном случае в учреждении могут сформироваться разные подходы к учету одних и тех же объектов, что в случае проверок вызовет вопросы со стороны контролирующих органов.
Основные критерии отнесения объектов в состав основных средств перечислены в п.п. 38, 39, 45 Инструкции N 157н, п. 7 раздела II, разделе III СГС "Основные средства". Так, объектом основных средств признается объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы (п. 10 СГС "Основные средства"). При этом одним из главных критериев отнесения объекта к основным средствам является срок его полезного использования: он должен быть более 12 месяцев, а вот стоимость объекта имущества при отнесении его к основным средствам или материальным запасам значения не имеет.
Вместе с тем в соответствии с положениями СГС "Основные средства" объекты нефинансовых активов не могут быть отнесены к основным средствам в том случае, если они должны учитываться в составе материальных запасов в соответствии с требованиями п. 99 Инструкции N 157н (смотрите также раздел 3 Методических рекомендаций по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", доведенных письмом Минфина России от 15.12.2017 N 02-07-07/84237).
К примеру, готовые к установке строительные детали и конструкции, оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки, относятся в состав материальных запасов исходя из п. 99 Инструкции N 157н.
Что касается планов эвакуации, то их нельзя отнести к строительным деталям и конструкциям либо оборудованию, требующему монтажа и предназначенному для установки. Срок их полезного использования, как правило, превышает 12 месяцев. Планы эвакуации осуществляют определенную самостоятельную функцию (в частности, информативную). Несмотря на то, что планы эвакуации разрабатываются под конкретное здание, они все-таки не составляют с ним единое целое. Поэтому профильной комиссией может быть принято обоснованное решение об их учете в качестве отдельных объектов основных средств в случае установления срока эксплуатации более 12 месяцев.
Если же профильной комиссией принято обоснованное решение по учету планов эвакуации в составе материальных запасов, то подобные активы определяются как так называемые "непотребляемые" материальные запасы или материальные запасы, в отношении которых устанавливается срок эксплуатации. Нормативные акты не содержат определения таких материальных запасов. Пунктом 34 Инструкции N 157н установлено, что списание материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, производится на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом).
В то же время польза, извлекаемая из формируемой в бухгалтерском учете информации, должна быть сопоставима с затратами на ее подготовку (п. 74 СГС "Концептуальные основы_"). Поэтому в учреждении должны быть выработаны и единые подходы к порядку списания непотребляемых материальных запасов. При определении в учетной политике порядка списания материальных запасов (при выдаче в эксплуатацию либо при прекращении использования) учреждению необходимо исходить прежде всего из того, насколько важно обеспечить контроль за сохранностью конкретной группы (вида) материальных ценностей, насколько затратны расходы на отслеживание выбытия соответствующих групп материальных запасов.
Что касается планов эвакуации, то их наличие в учреждении обусловлено требованиями пожарной безопасности. Необходимость их замены определяется уполномоченными должностными лицами учреждения. Отсутствие планов эвакуации может повлечь претензии со стороны органов пожарного надзора. Если, к примеру, в отношении канцелярских товаров затратным будет отслеживание их использования в режиме "реального" времени, то в отношении планов эвакуации таких затрат на сбор информации может не быть. Соответственно, учетной политикой учреждения может быть установлено списание такой группы материальных запасов, как планы эвакуации, по мере их замены на новые.
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Основные средства. Счет 101 00 (для госсектора);
- Энциклопедия решений. Документальное оформление списания материальных запасов (для госсектора);
- Энциклопедия решений. Оформление списания непотребляемых материальных запасов (для госсектора).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина
24 октября 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним