Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

16.11.2018
ВОПРОС:
Заявление участника ООО о выходе из общества подлежит обязательному нотариальному удостоверению. В настоящее время участник (гражданин РФ), намеренный выйти из общества, проживает за границей. Обращаться в консульское учреждение для удостоверения заявления ему крайне неудобно.
Может ли он удостоверить заявление о выходе у иностранного нотариуса? Если да, то какие еще действия с этим документом нужно предпринять (перевод, апостилирование и т.п.), чтобы регистрирующий орган расценил его как надлежащее основание для регистрации изменения состава участников ООО?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Заявление участника российского ООО о выходе из общества не может быть заверено иностранным нотариусом.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО) заявление участника общества о выходе из общества должно быть нотариально удостоверено по правилам, предусмотренным законодательством о нотариате для удостоверения сделок. При этом закон не содержит требования о том, чтобы такое заявление было удостоверено именно российским нотариусом. Вместе с тем необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства.
Порядок выхода участника из ООО урегулирован Законом об ООО. Согласно п. 2 ст. 26 указанного закона выход участников общества из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выход единственного участника общества из общества не допускаются. Выход участника общества из общества не освобождает его от обязанности перед обществом по внесению вклада в имущество общества, возникшей до подачи заявления о выходе из общества (п. 4 ст. 26 Закона об ООО). Доля выходящего участника переходит к обществу, при этом общество обязано в течение трех месяцев (если иной срок и порядок выплаты не установлен уставом) выплатить участнику действительную стоимость его доли или с согласия этого участника выдать ему в натуре имущество такой же стоимости либо в случае неполной оплаты им доли в уставном капитале общества действительную стоимость оплаченной части доли (п. 6.1 ст. 23 Закона об ООО).
В соответствии со ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I нотариус обязан разъяснить сторонам смысл и значение представленного ими проекта сделки и проверить, соответствует ли его содержание действительным намерениям сторон и не противоречит ли требованиям закона. При удостоверении сделок осуществляется проверка дееспособности граждан и правоспособности юридических лиц, обратившихся за совершением нотариального действия (ст. 43 Основ).
Нотариус, осуществляющий свою деятельность на территории иностранного государства, руководствуется в своей деятельности и совершает нотариальные действия по законодательству соответствующего государства, в пределах его юрисдикции. В связи с этим представляется сомнительной возможность проверки иностранным нотариусом дееспособности гражданина по российскому праву и возможность разъяснения иностранным нотариусом клиенту правовых последствий совершения сделки, урегулированной российским законодательством. Более того, подобное нотариальное действие может вообще не входить в его компетенцию. Следовательно, полагаем, заявление участника ООО о выходе из общества может быть заверено только российским нотариусом.
Аналогичные доводы в отношении возможности удостоверения иностранным нотариусом договора об уступке права требования по договору участия в долевом строительстве изложены в письме Федеральной нотариальной палаты от 26 июля 2013 г. N 1603/06-13 "Об удостоверении договора участия в долевом строительстве иностранным нотариусом".
Косвенно эта позиция подтверждается и письмом Федеральной нотариальной палаты от 15 апреля 2014 г. N 924/03-16.3 "Об удостоверении нотариусом подписи ребенка-иностранца", в котором отмечается, что свидетельствование подлинности подписи на документе является самостоятельным нотариальным действием, для которого установлен специальный порядок совершения, отличный от порядка удостоверения сделок.
Более того, согласно п. 1 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 5 июля 2010 г. N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации" нотариальное удостоверение сделок, направленных на отчуждение либо залог доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, созданного на территории Российской Федерации, не вправе осуществлять и консульские должностные лица Российской Федерации, действующие за рубежом. Учитывая данную норму, возможность удостоверения подобных сделок иностранными нотариусами представляется ещё более сомнительной.
На основании изложенного полагаем, что заявление участника ООО о выходе из общества, заверенное иностранным нотариусом, с высокой степенью вероятности может быть расценено регистрирующим органом как удостоверенное ненадлежащим образом. Представление такого заявления в составе документов для государственной регистрации может повлечь отказ в регистрации на основании пп. "г" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В заключение отметим, что изложенное является нашей экспертной позицией. Разъяснений уполномоченных государственных органов и судебной практики по рассматриваемому вопросу нам обнаружить не удалось.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

Ответ прошел контроль качества

23 октября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики