Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
21.11.2018
- Правом или обязанностью поставщика согласно части 9 ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" является представление иных документов и расчетов, подтверждающих возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Участник вправе предоставить в качестве обоснования предлагаемой им цены в соответствии с требованиями ч. 9 ст. 37 Закона N 44-ФЗ любые документы, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене, при этом предоставление расчетов, подтверждающих возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене, является правом, а не обязанностью участника закупки. Однако в случае возникновения спора окончательное решение по вопросу о достаточности предоставления тех или иных документов с целью соблюдения указанных антидемпинговых требований может принять только суд.
Обоснование позиции:
Согласно ч. 9 ст. 37 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), участник закупки, предложивший цену контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, наряду с требованиями, предусмотренными данной статьей, обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта. В силу этой же нормы обоснование предлагаемой цены может включать в себя:
- гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара;
- документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки;
- иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене (смотрите также, например, письмо Минфина России от 05.02.2018 N 24-02-07/6552).
Требования к форме упомянутого в ч. 9 ст. 37 Закона N 44-ФЗ обоснования предлагаемой цены контракта, а также к документам и расчетам, подтверждающим возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене, нормативными актами не установлены. Предусмотренный приведенной нормой перечень документов и расчетов, которые могут обосновывать предлагаемую цену, не является исчерпывающим (постановление АС Северо-Западного округа от 04.10.2018 N Ф07-11272/18 по делу N А56-65469/2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2016 N 06АП-5723/16).
Следовательно, участник закупки в качестве обоснования предлагаемой цены вправе представить любые документы, в том числе перечисленные в ч. 9 ст. 37 Закона N 44-ФЗ, а также вправе представить расчет, подтверждающий возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене. Аналогичной позиции придерживаются представители Минэкономразвития России (письмо от 25.01.2016 N Д28и-191, письмо от 30.12.2015 N Д28и-3861).
Таким образом, предоставление в качестве обоснования предлагаемой цены расчетов, подтверждающих возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене, является правом, а не обязанностью участника закупки.
Вместе с тем в правоприменительной практике территориальных органов ФАС России можно обнаружить иной подход, предполагающий, что по смыслу ч. 9 ст. 37 Закона N 44-ФЗ для обоснования предлагаемой цены контракта должны быть представлены и документы, и расчеты (смотрите, например, решение N Г 585-04/2015 УФАС по Владимирской области). На наш взгляд, указанная позиция не соответствует буквальному смыслу требований ч. 9 ст. 37 Закона N 44-ФЗ.
Учитывая отсутствие законодательно закрепленного перечня документов, предоставляемых участником закупки в качестве обоснования предлагаемой цены контракта в соответствии с требованиями ч. 9 ст. 37 Закона N 44-ФЗ, вопрос о достаточности таких документов в качестве обоснования на практике решается по-разному.
Так, например, в одних случаях требование, установленное ч. 9 ст. 37 Закона N 44-ФЗ, суды и контролирующие органы считают соблюденным в случае предоставления в качестве обоснования предлагаемой цены контракта коммерческого предложения контрагента участника закупки, которое имеет статус оферты и содержит обязательство заключить договор поставки на указанных в нем условиях (постановление АС Северо-Западного округа от 16.04.2018 N Ф07-1583/18 по делу N А56-65470/2017), письма участника, которое включает в себя расчеты с указанием цены и количества поставляемого товара (решение УФАС по Кемеровской области от 04.07.2015 N 08/8147), спецификации, содержащей ассортимент поставляемого товара и цену по каждой единице этого товара (постановление Семнадцатого ААС от 21.08.2015 N 17АП-9453/15).
В других случаях признается недостаточным предоставление в качестве обоснования гарантийных писем, оформленных самим участником закупки (постановление АС Дальневосточного округа от 05.09.2018 N Ф03-2997/18 по делу N А73-686/2018, постановление АС Поволжского округа от 06.09.2017 N Ф06-24380/17 по делу N А55-27552/2016, решение УФАС по Хабаровскому краю от 31.05.2018 N 173, решение УФАС по Республике Чувашия от 30.05.2016 N 06-06/3767, решение УФАС по Санкт-Петербургу от 27.01.2016 N 44-388/16), подписанных участником спецификации (постановление АС Уральского округа от 04.12.2015 N Ф09-8522/15 по делу N А60-3140/2015), писем участника закупки о наличии у него на складе товара, являющегося объектом закупки без предоставления подтверждающих первичных, учетных (бухгалтерских) документов, в частности, документов, подтверждающих реальность информации о поступлении товара на склад участника (постановление Восьмого ААС от 10.06.2016 N 08АП-4735/16, постановление Шестого ААС от 19.10.2015 N 06АП-4330/15).
Как видим, практика по вопросу обоснования участником предлагаемой им цены в соответствии с требованиями ч. 9 ст. 37 Закона N 44-ФЗ неоднозначна. Поэтому окончательное решение по вопросу о достаточности тех или иных документов в качестве такого обоснования в каждом конкретном случае может принять только суд, учитывая конкретные обстоятельства дела.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
31 октября 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним