Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
23.11.2018
- Муниципальное бюджетное учреждение по договору о передаче в безвозмездное пользование недвижимого имущества получает кабинет. Дополнительно с ссудодателем заключается договор на возмещение расходов по уплате налога на имущество. Согласно письму Минфина России от 10.08.2017 N 02-05-11/52212 расходы, связанные с договорами пользования, отражаются по КВР 244. Относительно КОСГУ расходы на возмещение налога на имущество в Инструкции 65н не поименованы. Бухгалтером принято решение составить платежное поручение с использованием КВР 244, КОСГУ 296, но Казначейство данный платёж не пропускает, предлагая оформить его по КВР 851, КОСГУ 291. Можно ли использовать КОСГУ 224 (объект принят на учет в виде прав пользования по операционной аренде)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы по возмещению учреждением ссудодателю суммы налога на имущество в отношении объекта операционной аренды необходимо отражать по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ, услуг" в увязке с подстатьей 224 или 296 "Иные расходы" КОСГУ.
Обоснование вывода:
При выборе кодов видов расходов и статей (подстатей) КОСГУ бюджетные учреждения руководствуются Указаниями о порядке применения бюджетной классификации, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н). Причем выбор осуществляется в соответствии с экономическим содержанием конкретной хозяйственной операции.
В рассматриваемой ситуации бюджетное учреждение в соответствии с договором возмещает ссудодателю расходы по уплате налога на имущество в отношении объекта операционной аренды. В связи с этим необходимо отметить, что бюджетное учреждение - ссудополучатель учитывает информацию о полученном праве безвозмездного пользования кабинетом на счете 111 42 "Права пользования нежилыми помещениями (зданиями и сооружениями)". В свою очередь, основные средства учитываются учреждениями госсектора на аналитических счетах учета счета 101 00 "Основные средства".
Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения налогом на имущество являются именно основные средства, учитываемые на балансе организации, а не права пользования. То есть у учреждения-ссудополучателя не возникает обязанности по уплате в бюджет налога на имущество в отношении объектов, учитываемых на счете 111 42. Следовательно, у учреждения в рассматриваемой ситуации нет оснований для применения кода вида расходов 851 "Уплата налога на имущество организаций и земельного налога" в отношении расходов, связанных с возмещением ссудодателю налога на имущество.
В п. 2.7 письма Минфина России от 10.08.2017 N 02-05-11/52212 разъяснено, что расходы, осуществляемые государственными (муниципальными) учреждениями при выполнении обязательств, связанных с договорами пользования и (или) аренды, в том числе расходы по возмещению налогов ссудодателю, отражаются по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ, услуг". Следует отметить, что указанное письмо носит системный характер. Оно выпущено в целях обеспечения единообразия применения единых для бюджетов бюджетной системы РФ видов расходов классификации расходов бюджетов на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов. То есть положения данного письма подлежат применению всеми учреждениями государственного сектора.
Таким образом, расходы на возмещение учреждением ссудодателю суммы налога на имущество в отношении объекта операционной аренды необходимо отражать по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ, услуг", как расходы, не отнесенные к иным элементам видов расходов подгруппы 240.
В части применения КОСГУ отметим следующее. Расходы на возмещение учреждением ссудодателю суммы налога на имущество прямо в п. 3 раздела V Указаний N 65н не поименованы. Суммы налога на имущество в рассматриваемой ситуации не могут быть отнесены на подстатью 291 "Налоги, пошлины и сборы" КОСГУ, поскольку уплачиваются ссудодателю, а не в бюджет. Кроме того, таблицей соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) КОСГУ взаимоувязки вида расходов 244 с подстатьей 291 также не предусмотрено (приложение 5 Указаний N 65н).
В соответствии с п. 3 раздела V Указаний N 65н:
- на подстатью 224 "Арендная плата за пользование имуществом" КОСГУ относятся расходы по оплате арендной платы в соответствии с заключенными договорами аренды (субаренды, имущественного найма, проката) объектов нефинансовых активов, а также расходы государственных (муниципальных) учреждений - арендаторов по уплате налога на добавленную стоимость, исчисленного ими как налоговыми агентами при исполнении обязательства по уплате арендных платежей согласно договору аренды имущества;
- на подстатью 296 "Иные расходы" КОСГУ относятся иные расходы, не отнесенные к статьям 210-270 и подстатьям 291-295.
При этом в описании подстатьи 224 КОСГУ нет указаний на возможность отражения с использованием данного кода иных, отличных от прямо упомянутых в его описании расходов. В свою очередь, перечень относимых на подстатью 296 КОСГУ расходов обширный. Главное правило при его использовании - отсутствие указаний на возможность применения в конкретной ситуации иных кодов КОСГУ.
Вместе с тем специалисты финансового ведомства ранее указывали на возможность применения подстатьи 224 КОСГУ в отношении расходов по возмещению налога на имущества в отношении объектов, полученных в пользование (письмо Минфина России от 17.03.2016 N 02-05-10/14786). Причем описание подстатьи 224 КОСГУ на момент издания данного письма было аналогичным тому, что есть сейчас. В то же время данное письмо Минфина России носит частный, а не системный характер.
Соответственно, учитывая, что порядок применения кода КОСГУ для таких операций Указаниями N 65н прямо не установлен, считаем, что расходы на возмещение учреждением ссудодателю суммы налога на имущество могут быть отражены как с применением подстатьи 224 как расходы, связанные с реализацией договора аренды, так и с применением подстатьи 296 "Иные расходы" КОСГУ как иные расходы, не отнесенные к статьям 210-270 и подстатьям 291-295. При этом Таблицей соответствия предусмотрена взаимоувязка вида расходов 244 как с подстатьей 224 КОСГУ, так и с подстатьей 296 КОСГУ.
В таких обстоятельствах важным условием является соблюдение принципа единообразия применения конкретных кодов КОСГУ, которое достигается путем включения соответствующих расходов в план финансово-хозяйственной деятельности (при наличии подобной детализации) и путем установления порядка применения кодов КОСГУ и счетов бухгалтерского учета в учетной политике учреждения.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Порядок применения кодов видов расходов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина
29 октября 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним