Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Налоги
-
28.11.2018
- Организация производит продукцию. Торговлю осуществляет только за безналичный расчет. Физическим лицам продукцию не продает. Кассовый аппарат в организации отсутствует в связи с ненадобностью.
Вместе с тем в организации осуществляется возмещение работниками стоимости выданных им трудовых книжек (вкладышей к ним), размер возмещения определяется размером расходов на приобретение этих бланков.
Согласно письменному заявлению работника работодатель удерживает эту плату из заработной платы работника.
Согласно письму Минфина России от 19.05.2017 N 03-03-06/1/30818 возмещение работниками стоимости трудовых книжек (вкладышей к ним) рассматривается как их реализация. Следовательно, операция должна осуществляться с применением ККТ.
Однако на этот счет существует и иная точка зрения.
Осуществление расчетов без применения контрольно-кассовой техники является нарушением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и предусматривает административную ответственность по части 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
При налоговой проверке, охватывающей 3 года, как к организации можно применить эту статью, если нарушение будет в каждом из проверяемых лет?
Как к организации можно применить абзац письма Минфина РФ, ФНС РФ от 07.12.2017 N ЕД-4-20/24899: в случае выявления налоговым органом непереданной информации о расчетах пользователь контрольно-кассовой техники может быть привлечен к административной ответственности по каждому выявленному факту?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Проверка применения ККТ, полноты учета выручки не осуществляется в рамках выездной налоговой проверки, однако может проводиться одновременно с налоговыми проверками.
При этом проверяемый период для данной ситуации не может превышать одного года. Дело в том, что рассматриваемое правонарушение не относится к длящимся - оно считается совершенным в момент приема денег от сотрудника без применения ККТ. Поэтому постановление о привлечении к административной ответственности может быть вынесено в течение одного года с момента совершения правонарушения.
Однако к административной ответственности организация может быть привлечена за каждый такой расчет с работником, то есть за каждый эпизод, когда организация получала денежные средства от работника без применения ККТ (в течение одного года до даты вынесения постановления о привлечении к ответственности).
Обоснование позиции:
Вопрос квалификации получения от работника денежных средств в качестве возмещения стоимости бланка трудовой книжки (в т.ч. в виде удержания средств из заработной платы) для целей применения Закона N 54-ФЗ является спорным и неурегулированным*(1). Рассмотрим, какие штрафы и в каком порядке могут быть применены контролирующими органами в ситуации, когда организация периодически, нерегулярно получает от работников возмещение стоимости бланков трудовых книжек и не применяет ККТ.
Контроль и надзор за соблюдением законодательства о применении ККТ, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляются налоговыми органами (ч. 1 ст. 7 Закона N 54-ФЗ). Направления осуществления контроля и надзора установлены ч. 2 ст. 7 Закона N 54-ФЗ.
Обращаем внимание, что проверка применения ККТ, полноты учета выручки не осуществляется в рамках выездной налоговой проверки, поскольку целью последней является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 87 НК РФ). Однако такие проверки могут проводиться одновременно с налоговыми проверками (письма Минфина России от 05.07.2013 N 03-02-08/26094, УФНС России по г. Москве от 16.09.2011 N 17-26/089973).
При проведении проверки соблюдения Закона N 54-ФЗ налоговые органы руководствуются*(2):
- Административным регламентом исполнения ФНС России государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у ИП (утв. приказом Минфина России от 17.10.2011 N 133н, далее - Регламент N 133н);
- Административным регламентом исполнения ФНС России государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к ККТ, порядком и условиями ее регистрации и применения (утв. приказом Минфина России от 17.10.2011 N 132н).
В соответствии с п. 35 Регламента N 133н в ходе проверки проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных проверяемым объектом в проверяемый период.
В рассматриваемом случае на основании п. 54 Регламента N 133н организацию могут привлечь к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ*(3), в соответствии с которой неприменение ККТ влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц - в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее десяти тысяч рублей;
- на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее тридцати тысяч рублей.
Период, который подвергается проверке, ни Законом N 54-ФЗ, ни Регламентом N 133н не установлен.
В то же время необходимо учитывать, что привлечь к ответственности за несоблюдение требований к ККТ в силу ст. 4.5 КоАП РФ налоговые органы могут не позднее 1 года с момента совершения правонарушения (за исключением длящихся правонарушений, по которым срок давности исчисляется с момента их выявления). При этом срок, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не должен истечь на момент вынесения постановления о привлечении к ответственности.
Давность привлечения к административной ответственности
Вопрос о давности (сроке, не позднее которого может быть вынесено постановление о привлечении к ответственности) для правонарушения, выражающегося в неприменении ККТ ввиду ее отсутствия, является неурегулированным.
Согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ, содержащимся в абз. 2 п. 19 Постановления от 27.01.2003 N 2, абзаце третьем п. 14 постановления от 24.03.2005 N 5, под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния (за исключением случаев правонарушения, выражающихся в невыполнении обязанности к конкретному сроку).
При проверке соблюдения давностного срока в целях применения административной ответственности за длящееся правонарушение суду необходимо исходить из того, что днем обнаружения административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.
Анализ судебной практики позволяет прийти к выводу, что регулярное, постоянное осуществление расчетов без применения ККТ вследствие ее отсутствия, либо с применением незарегистрированной ККТ, или несоответствующей установленным требованиям, является длящимся правонарушением, поэтому срок, установленный п. 4.5 КоАП РФ, исчисляется с даты обнаружения правонарушения (смотрите, например, постановления Шестнадцатого ААС от 03.03.2016 N 16АП-5238/15, Двенадцатого ААС от 16.06.2016 N 12АП-5261/16).
Неприменение зарегистрированной ККТ при осуществлении разовых расчетов (например, при осуществлении контрольной покупки представителем налогового органа) не относится к длящимся правонарушениям, поэтому срок привлечения к ответственности составляет один год с даты совершения такого правонарушения (она фактически совпадает с датой его обнаружения при контрольной покупке) (постановление Восьмого ААС от 07.05.2018 N 08АП-2052/18, Пятнадцатого ААС от 23.03.2017 N 15АП-2025/17).
Однако в рассматриваемой ситуации организация не осуществляет регулярных, постоянных расчетов, которые требуют применения ККТ в соответствии с требованиями Закона N 54-ФЗ - в связи с чем зарегистрированная ККТ в организации отсутствует. Однако периодически в организации осуществляются денежные операции с работниками в виде получения от них возмещения стоимости бланков трудовых книжек, полученных ими от организации в силу требований ТК РФ. По нашему мнению, осуществление таких действий (если исходить из того, что получение денег от работника признается расчетом для целей Закона N 54-ФЗ) нельзя отнести к длящимся правонарушениям. Поэтому срок, установленный п. 4.5 КоАП РФ, должен исчисляться с даты совершения правонарушения. То есть вынести постановление о привлечении организации к ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ налоговый орган может не позднее одного года с даты получения рассматриваемого возмещения от работников.
Течение указанного срока начинается на следующий день после наступления события - получения денег от работника (удержания из заработной платы) (п. 1 ст. 4.8 КоАП РФ).
Порядок привлечения к ответственности
В соответствии с ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Таким образом, правонарушением будет считаться каждый раз, когда организация получала денежные средства от работника без применения ККТ*(4).
Например, если организация получала денежные средства от работников в качестве возмещения стоимости бланков трудовых книжек:
- 1 ноября 2017 года - от Антоновой А.А;
- 3 ноября 2017 года - от Иванова И.И;
- 5 апреля 2018 года - от Петрова П.П.;
- 26 сентября 2018 - от Сидорова С.С.,
то в случае признания данного факта нарушением Закона N 54-ФЗ налоговый орган может 9 ноября 2018 года вынести постановление о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ за каждый такой расчет, осуществленный после 8 ноября 2017 года. То есть к ответственности организацию могут привлечь за два правонарушения - осуществление расчета без применения ККТ 5 апреля 2018 и осуществление расчета без применения ККТ 26 сентября 2018 года. За каждое правонарушение на организацию и должностное лицо налагается штраф в соответствии с ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
Рекомендуем дополнительно ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Предмет проверки применения ККТ и проверяемый период;
- Энциклопедия решений. Основание, периодичность и сроки проведения проверок применения ККТ;
- Энциклопедия решений. Порядок проведения проверки соблюдения требований к ККТ;
- Энциклопедия решений. Рассмотрение документов при проведении проверки применения ККТ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга
Ответ прошел контроль качества
9 ноября 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Минфин РФ в письме от 19.05.2017 N 03-03-06/1/30818 дал разъяснения, что операции по выдаче работодателем работникам трудовых книжек или вкладышей в них, в том числе по стоимости их приобретения, являются операциями по реализации товаров и, соответственно, объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. Этот подход в официальных разъяснениях встречался и ранее (письма Минфина РФ от 16.08.2013 N 03-03-05/33508, от 06.08.2009 N 03-07-11/199, от 27.11.2008 N 03-07-11/367, от 07.10.2008 N 03-03-06/4/67, ФНС РФ от 23.06.2015 N ГД-4-3/10833@).
Следовательно, не исключено, что получение от работника денежных средств в качестве компенсации стоимости бланка книжки может быть расценено налоговыми органами как расчет для целей Закона N 54-ФЗ, что требует применения ККТ и выдачи кассового чека.
*(2) После внесения изменений в Закон N 54-ФЗ, связанных с внедрением системы онлайн-касс, должен быть разработан новый административный регламент для осуществления контроля за применением законодательства о ККТ. Однако проект такого документа пока не подготовлен.
*(3) Смотрите также Энциклопедию решений. Привлечение к ответственности за нарушения, выявленные в ходе проверки соблюдения требований к ККТ.
*(4) Смотрите также Интервью Евгении Ильчук (Управление оперативного контроля ФНС России) на сайте https://evokassa.ru/news/tsena-kassovoy-oshibki--intervyu-evgenii-ilchuk- --upravlenie-operativnogo-kontrolya-fns-rossii/.
В нем, в частности, указано "Неприменение ККТ может быть выявлено либо по жалобе (как от покупателя, так и от ведомства), либо посредством проведения контрольной закупки налоговым инспектором. При этом компания (ИП) будет оштрафована за каждый невыданный чек вне зависимости от того, каким образом это нарушение обнаружено".
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним