Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

30.11.2018
ВОПРОС:
Бюджетное учреждение заключило договор по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с подрядчиком на выполнение работ. Подрядчик работы выполнил не в срок, учреждение подрядчику выставило пени за просрочку выполнения контракта. Подрядчик на лицевой счет организации перечислил пени. А организация должна эту сумму перечислить в доход бюджета учредителю. Договор заключен в рамках целевой субсидии (КФО "5"). Поступившие пени отражены в рамках КФО "2". Условиями соглашения с учредителем не предусмотрено перечисление полученных пени в доход бюджета.
Какой код вида расходов следует применять - 140 или 853?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Пени, поступающие в бюджетное учреждения в связи с ненадлежащим исполнением обязательств контрагентами, не подлежат перечислению в доход бюджета. В то же время в случае, если бюджетное учреждение решит перечислить полученные пени в доход бюджета, такое перечисление следует отражать по коду видов расходов 853 "Уплата иных платежей".

Обоснование вывода:
Бюджетные учреждения, согласно п. 5 ст. 123.22 и п. 3 ст. 298 ГК РФ, вправе самостоятельно (без согласия собственника) распоряжаться любым поступающим в их распоряжение имуществом, в том числе и денежными средствами, и отвечают им по своим обязательствам, за исключением:
- особо ценного движимого имущества, закрепленного за ними собственником или приобретенного за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества;
- соответствующего недвижимого имущества.
В свою очередь, согласно действующему бюджетному законодательству целевой характер имеют только средства субсидий, предоставляемых бюджетным учреждениям в соответствии с п. 1 ст. 78.1 БК РФ, а не доходы, которые эти учреждения могут получать в связи с использованием средств субсидий (смотрите письмо Минфина России от 26.09.2013 N 02-15-11/39907).
Таким образом, пени и штрафы, поступающие в бюджетное учреждения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств контрагентами, признаются собственными доходами этих учреждений, подлежат отражению по виду финансового обеспечения "2" и не подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета (смотрите, в частности, письма Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-10/3788, от 20.09.2012 N 02-06-10/3831, от 17.04.2013 N 02-06-10/13003).
Напомним, что доходы от приносящей доход деятельности поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 298 ГК РФ).
Документом, определяющим направления использования бюджетным учреждением средств от приносящей доход деятельности, является план финансово-хозяйственной деятельности учреждения, составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения, в соответствии с требованиями, установленными приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н.
Специалисты финансового ведомства полагают возможным средства, полученные в виде неустоек, выставленных по контрактам, подлежащим оплате за счет средств субсидий на иные цели, перечислять в доход бюджета (письмо Минфина России от 20.12.2012 N 02-13-06/5292). Однако даже при таком расходовании суммы полученных неустоек речь будет идти о расходовании средств в рамках приносящей доход деятельности (письмо Минфина России от 25.03.2013 N 02-06-07/9374).
Расчеты с подрядчиком по суммам предъявленных ему неустоек отражаются в учете бюджетного учреждения в качестве доходной операции. В соответствии с положениями Указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), такие операции отражаются в учете бюджетного учреждения с применением статьи аналитической группы подвида доходов бюджетов 140 "Суммы принудительного изъятия". В то же время перечисление средств в доход бюджета за счет данной статьи Указаниями N 65н не предусмотрено.
Решение о перечислении средств в доход бюджета - это уже новый факт хозяйственной жизни. Он подлежит отражению в учете бюджетного учреждения в качестве расходной операции. В описании видов расходов из Указаний N 65н нет операции по перечислению средств полученных неустоек в доход бюджета. Вместе с тем согласно разделу III Указаний N 65н, расходы по уплате различных платежей в бюджет подлежат отражению по элементам видов расходов подгруппы 850 "Уплата налогов, сборов и иных платежей". Исходя из своего экономического содержания рассматриваемый платеж не может быть отнесен к элементам видов расходов 851 и 852. Соответственно, такой платеж следует отразить по коду видов расходов 853 "Уплата иных платежей". Тем более что применение указанного вида расходов предусмотрено в отношении перечисления средств в доход бюджета от приносящей доход деятельности системным письмом Минфина России от 10.08.2017 N 02-05-11/52212.
Таким образом, пени, поступающие в бюджетное учреждение в связи с ненадлежащим исполнением обязательств контрагентами, не подлежат перечислению в доход бюджета. В то же время в случае, если бюджетное учреждение решит перечислить полученные пени в доход бюджета, такое перечисление следует отражать по коду видов расходов 853 "Уплата иных платежей".

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Учет расчетов по неустойкам (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Ответ прошел контроль качества

6 ноября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики