Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
03.12.2018
- Государственное учреждение использует в деятельности Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Какую ставку НДС - 18% или 20% - следует указывать в проектах государственных контрактов в случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг, извещения об осуществлении которых будут размещены до 1 января 2019 года, а исполнение заключенных контрактов будет осуществляться с 1 января 2019 года?
Необходимо ли вносить изменения в долгосрочные контракты на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд заказчиков, заключенные до 1 января 2019 года, в связи с изменением ставки НДС с 18% на 20% с 1 января 2019 года?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Во избежание необходимости корректировки условий контрактов, а также споров с контрагентами и контролирующими органами заказчикам целесообразно не указывать в документации о закупке и проектах контрактов, исполнение которых планируется после с 1 января 2019 г., конкретные ставки НДС.
По общему правилу стороны не вправе увеличить цену контрактов, заключенных в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ в связи с повышением с 1 января 2019 года ставки НДС. Однако, на наш взгляд, с указанной даты по соглашению сторон в контракт могут быть включены сведения о новой налоговой ставке при условии неизменности цены контракта.
Обоснование позиции:
В соответствии с изменениями, внесенными в НК РФ Федеральным законом от 03.08.2018 N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ о налогах и сборах", с 1 января 2019 года размер ставки НДС повышается с 18% до 20%.
Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) ограничена возможность внесения изменений в контракты. В силу ч. 2 ст. 34, ч. 18 ст. 34 и ст. 95 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий, и в первую очередь - о цене контракта, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных самими этими статьями. При этом ни одна из норм ст.ст. 34, 95 Закона N 44-ФЗ прямо не предусматривает возможности изменения цены контракта по причине увеличения налоговых ставок, поэтому по общему правилу цена контракта не может быть увеличена по причине увеличения ставки НДС ни по соглашению сторон, ни в одностороннем порядке*(1). Аналогичной позиции придерживаются представители Минфина России*(2), указывая в своих разъяснениях на принципиальную возможность изменения контрактов по причине увеличения ставки НДС в случаях, предусмотренных п. 2, п. 3, п. 4 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ*(3).
Необходимо учитывать, что указание на НДС в формулировке условия о цене контракта по существу лишь отражает порядок определения этой цены, устанавливаемый с учетом требований налогового законодательства, которые, как известно, носят императивный характер и не могут быть отменены соглашением сторон контракта. Иными словами, сами по себе соответствующие положения контракта не влекут никаких юридических последствий и в связи с этим не могут рассматриваться как условия, подлежащие согласованию сторонами (ст. 432 ГК РФ).
Применительно к ситуации сказанное означает, что независимо от наличия в контракте условия о том, что цена контракта включает НДС 18%, с 1 января 2019 г. контракт должен оплачиваться с учетом новой ставки НДС*(4). При этом, полагаем, сама по себе замена использованной в контракте формулировки "НДС 18%" на "НДС 20%" без изменения условия о цене контракта в сторону увеличения не будет противоречить требованиям законодательства о контрактной системе. Однако правоприменительной практики и официальных разъяснений, подтверждающих данную позицию, найти не удалось. Подчеркнем, что возможность подобной корректировки положений контракта обусловлена исключительно наличием обоюдной воли сторон (п. 1 ст. 450 ГК РФ). Положений, которые бы устанавливали обязанность заказчика согласовать по требованию контрагента внесение в контракт подобных изменений, законодательство не содержит, поэтому заказчик вправе отказаться от подобного изменения контракта.
Особо отметим, что в упомянутых разъяснениях Минфин России отмечает, что при установлении НМЦК заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, в том числе налоговые платежи, предусмотренные НК РФ. Вместе с тем на практике требование о расчете в 2018 году НМЦК с учетом 20% ставки НДС контролирующие органы считают необоснованным, так как требования законодательства о применении повышенной ставки вступят в силу лишь в 2019 году (смотрите, например, решения УФАС по Тюменской области от 21.08.2018 N ФКС 18/355, от 11.11.2018 N ФКС 18/415, от 27.09.2018 N ФКС 18/400).
Учитывая неопределенность в вопросе формирования НМЦК и во избежание необходимости корректировки условий контрактов, а также споров с контрагентами и контролирующими органами, на наш взгляд, заказчикам целесообразно не указывать в документации о закупке и проектах контрактов, исполнение которых планируется после с 1 января 2019 г., конкретные ставки НДС, так как такая обязанность не предусмотрена требованиями Закона N 44-ФЗ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Ответ прошел контроль качества
16 ноября 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Законопроектов, предусматривающих внесение изменений в Закон N 44-ФЗ, связанных с заключением и исполнением контрактов с учетом увеличения ставки НДС на 2%, нами не обнаружено. С текстами находящихся на рассмотрении законопроектов, в том числе касающихся внесения изменений в Закон N 44-ФЗ, можно ознакомиться на сайте Государственной Думы РФ (http://www.gosduma.net).
*(2) Смотрите Информационное письмо Минфина России от 28.08.2018 N 24-03-07/61247; письмо Минфина России от 20.08.2018 N 24-03-07/58933.
*(3) Напомним, что в соответствии с указанными пунктами возможно изменение контракта, заключенного на срок, указанный в этих пунктах, если исполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно на основании решения указанных в данных пунктах органов, при условии, что цена контракта превышает размеры, установленные постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186.
*(4) Смотрите письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 07.09.2018 N 03-07-11/64178.
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним