Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

03.12.2018
ВОПРОС:
Бюджетное учреждение в 2017 году оплатило на основании постановления судебных приставов штраф за нарушение ПДД в размере 500 руб. (новый бухгалтер не знал, что этот штраф был уже оплачен). На начало года в учете дебиторская задолженность по штрафу не числилась. В 2018 году судебные приставы обнаружили двойную уплату штрафа и учреждению поступило 500 руб., как возврат ошибочно уплаченного штрафа. Как отразить в бюджетном учете вышеуказанное поступление? Какие бухгалтерские операции (проводки) следует применить?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бюджетному учреждению в бухгалтерском учете необходимо отразить исправление ошибки, допущенной в прошлом году в сумме повторно начисленного и уплаченного штрафа в корреспонденции со счетом 0 401 28 000.
Операция по возврату излишне перечисленной в прошлом году суммы штрафа в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отражается в качестве возврата дебиторской задолженности прошлых лет.

Обоснование вывода:
В рассматриваемой ситуации бюджетным учреждением в 2017 году было ошибочно произведено излишнее начисление и уплата штрафа ПДД. Следовательно, в текущем периоде учреждению прежде всего необходимо исправить ошибку по начислению суммы штрафа. В соответствии с порядком, установленным в п. 18 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), операции по исправлению ошибки по излишнему принятию к учету расходов отражаются датой обнаружения ошибки бухгалтерской записью, оформленной по способу "Красное сторно". При этом бухгалтерские записи по исправлению ошибок прошлых лет подлежат обособлению в бухгалтерском учете и отчетности и оформляются Бухгалтерской справкой (ф. 0504833) (смотрите также п. 1.7 Методических рекомендации по применению СГС "События после отчетной даты", доведенных письмом Минфина России от 31.07.2018 N 02-06-07/55005, далее - Методические рекомендации N 02-06-07/55005). Аналогичные положения содержатся и в п. 17 раздела V Методических рекомендаций по применению СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", доведенных письмом Минфина России от 31.08.2018 N 02-06-07/62480.
Отметим, что СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки" и СГС "События после отчетной даты" будут применяться только с 01.01.2019. Вместе с тем согласно п. 1.7 Методических рекомендаций N 02-06-07/55005 операции по исправлению ошибок прошлых лет обособляются на отдельных счетах бухгалтерского учета, в отдельном регистре, но в отчетности текущего отчетного периода не отражаются, а корректируются входящие остатки на начало такого отчетного периода. Соответственно, в рассматриваемой ситуации исправление ошибок прошлого года в текущем финансовом году также не будет отражаться в отчетности за 2018 год, а будут корректироваться входящие остатки на начало 2018 года.
В целях обособления операций, связанных с исправлением ошибки прошлых лет, инструкциями по бюджетному (бухгалтерскому) учету предусмотрены специальные счета бухгалтерского учета, в частности: 0 401 18 000 "Доходы финансового года, предшествующего отчетному", 0 401 19 000 "Доходы прошлых финансовых лет", 0 401 28 000 "Расходы финансового года, предшествующего отчетному", 0 401 29 000 "Расходы прошлых финансовых лет", 0 304 84 000 "Консолидируемые расчеты года, предшествующие отчетному", 0 304 94 000 "Консолидируемые расчеты года иных прошлых лет", 0 304 86 000 "Иные расчеты года, предшествующего отчетному", 0 304 96 000 "Иные расчеты прошлых лет".
Поскольку ошибка в данном случае была совершена в прошлом финансовом году, при этом были затронуты счета финансового результата прошлого года, полагаем, что в такой ситуации исправительные записи могут быть сделаны с использованием счета 0 401 28 000 "Расходы финансового года, предшествующего отчетному".
Отметим, что корреспонденции по применению новых счетов, введенных в целях обособления ошибок прошлых лет, в Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н), отсутствуют. Поэтому конкретный порядок отражения той или иной хозяйственной операции, в частности со счетом 0 401 28 000, следует согласовать с учредителем и закрепить в рамках формирования учетной политики (п. 4 Инструкции N 174н).
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), уплата штрафов, пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов, оплата санкций за несвоевременную оплату поставки товаров, работ, услуг, других экономических санкций отражаются по статье 290 "Прочие расходы" КОСГУ. В целях обособления расходов по уплате налогов, а также обособления затрат по уплате штрафов и иных санкций данная статья КОСГУ детализирована подстатьями КОСГУ 291-296.
Согласно Указаниям N 65н расходы по уплате иных экономических санкций, не отнесенные к подстатьям 292-294 КОСГУ, относятся к подстатье 295 "Другие экономические санкции" КОСГУ. По своей сути санкция - это мера ответственности за нарушение установленных норм (правил). Административные штрафы за нарушение правил дорожного движения являются одной из разновидностей санкций, прямо не поименованных в подстатьях 292-294 КОСГУ. Соответственно, расходы на их уплату вполне обоснованно могут быть отнесены на подстатью 295 "Другие экономические санкции" КОСГУ.
Для учета расчетов по иным платежам в бюджет, начисленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, применяется счет 0 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет" (п.п. 259, 263 Инструкции N 157н).
В отношении возврата суммы излишне уплаченного штрафа отметим следующее. Возврат суммы штрафа в данном случае рассматривается в качестве возврата дебиторской задолженности прошлых лет. В соответствии с п. 3 раздела V Указаний N 65н поступления государственных (муниципальных) бюджетных учреждений от возврата дебиторской задолженности прошлых лет по ранее произведенным ими расходам отражается по статье 510 "Поступления на счета бюджетов" КОСГУ.
В соответствии с п.п. 365, 367 Инструкции N 157н операции по возврату дебиторской задолженности прошлых лет отражаются с применением забалансового счета 17 "Поступления денежных средств". При этом согласно письму Минфина России от 20.12.2017 N 02-07-10/85225 операции по возврату дебиторской задолженности прошлых лет отражаются по счету 17 с указанием кода вида источников финансирования дефицитов бюджетов 510 "Поступления на счета бюджетов". В то же время согласно п. 44.1 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н (далее - Инструкция N 33н), информация в графах 4-7 раздела разделе 4 "Сведения о возвратах остатков субсидий и расходов прошлых лет" Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737), далее - Отчет (ф. 0503737), отражается в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному п. 43 Инструкции N 33н для формирования граф 5-8. Согласно данному пункту информация в графах 5-8 раздела "Расходы учреждения" Отчета (ф. 0503737) отражается на основании аналитических данных по видам расходов. Следовательно, помимо кода 510 возврат дебиторской задолженности прошлых лет может быть отражен на забалансовом счете 17 в разрезе иных аналитических составляющих, необходимых для раскрытия информации в отчетности, например, по тому КВР, по которому ранее были проведены расходы (в рассматриваемой ситуации - 853 "Уплата иных платежей").
Таким образом, руководствуясь п. 132 Инструкции N 174н, в рассматриваемой ситуации в бухучете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет 0 401 28 295 Кредит 0 303 05 730
- способом "Красное сторно" отражено восстановление в учете дебиторской задолженности в размере излишне начисленного штрафа ПДД;
2. Дебет 0 201 11 510 Кредит 0 303 05 730
увеличение забалансового счета 17 (КВР 853 КОСГУ 510)
- отражен возврат дебиторской задолженности прошлых лет на лицевой счет бюджетного учреждения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дурнова Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

15 ноября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики