Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

04.12.2018
ВОПРОС:
Бюджетное учреждение заключило договор с Департаментом недропользования. Денежные средства перечисляются в качестве задатка (100%) за участие в конкурсе за право пользования недрами за счет средств целевой субсидии (указано в предмете договора). В случае признания бюджетного учреждения победителем денежные средства не возвращаются, в иных случаях осуществляется возврат.
По какому коду вида расхода и статье КОСГУ следует учесть данные расходы?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Прежде всего, бюджетному учреждению необходимо проанализировать характер расходов: оплата сбора за участие в конкурсе (аукционе), разовый платеж за пользование недрами или залоговый (обеспечительный) платеж. Непосредственно от этого будет зависеть применение КВР и КОСГУ, а именно:
- оплата сбора за участие в конкурсе (аукционе) отражается по КВР 852 "Уплата прочих налогов, сборов" в увязке с подстатьей 291 "Налоги, пошлины и сборы" КОСГУ;
- разовый платеж за пользование недрами отражается по КВР 853 "Уплата иных платежей" в увязке с подстатьей 291 "Налоги, пошлины и сборы" КОСГУ;
- залоговый (обеспечительный) платеж отражается с использованием статьи 510 "Поступления на счета" (статьи 610 "Выбытие со счетов") КОСГУ. При этом коды видов расходов при перечислении денежных средств в качестве залогового платежа применяться не должны.

Обоснование вывода:
Согласно Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), отнесение расходов на тот или иной код бюджетной классификации должно осуществляться, прежде всего, исходя из экономического содержания хозяйственной операции, определяемой предметом контракта (договора). Перечень и правила применения кодов видов расходов для всех учреждений государственного сектора едины и приведены в пп. 5.1.2 п. 5.1 раздела III Указаний N 65н.
В соответствии со ст. 39 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-I "О недрах" (далее - Закон N 2395-I) при пользовании недрами уплачиваются следующие платежи:
- сбор за участие в конкурсе (аукционе).
- разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, включая разовые платежи, уплачиваемые при изменении границ участков недр, предоставленных в пользование;
- регулярные платежи за пользование недрами.
На основании ст. 42 Закона N 2395-I сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми его участниками и является одним из условий регистрации заявки. Порядок определения суммы сбора за участие в конкурсах или аукционах на право пользования участками недр устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр. Сумма сбора за участие в конкурсе (аукционе) поступает в доход федерального бюджета. Сумма сбора за участие в конкурсе (аукционе) по участкам недр местного значения поступает в доход бюджетов субъектов РФ, регулирующих процесс пользования недрами на указанных участках (смотрите, например, п. 3 Порядка, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 10.10.2013 N 2 "О Порядке проведения аукционов на право пользования участками недр местного значения", п. 10.13 приложения N 1, п. 13 приложений NN 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 22.01.2010 N 8 "О проведении аукционов на право пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых"). Соответственно, перечисляемый в доход бюджета сбор не возвращается независимо от результатов аукциона.
На основании прямых норм Указаний N 65н расходы учреждения госсектора в виде сборов, уплачиваемые в бюджеты бюджетной системы РФ, отражаются по коду видов расходов 852 "Уплата прочих налогов, сборов" и относятся на подстатью 291 "Налоги, пошлины и сборы" КОСГУ.
Вместе с тем пользователи недр, получившие право на пользование недрами, уплачивают разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (ст. 40 Закона N 2395-I). Уплата разовых платежей производится в порядке, установленном в лицензии на пользование недрами. Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, зачисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ в соответствии с бюджетным законодательством РФ. В случае прекращения, в том числе досрочного, права пользования недрами уплаченные пользователями недр разовые платежи за пользование недрами не подлежат возврату, за исключением случая, предусмотренного ст. 2.1 Закона N 2395-I.
Согласно Указаниям N 65н расходы по уплате иных платежей, не отнесенных к другим подгруппам и элементам группы видов расходов 800 "Иные бюджетные ассигнования", относятся на элемент 853 "Уплата иных платежей". На основании Таблицы соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов (приложение N 5 к Указаниям N 65н) КВР 853 можно увязать, в том числе, с подстатьями статьи 290 "Прочие расходы" КОСГУ. В случае, если бюджетным учреждением будет осуществлено расходование средств в части оплаты разового платежа на пользование недрами, то такие расходы по своей экономической природе будут уже относиться на подстатью 291 "Налоги, пошлины и сборы" КОСГУ.
Однако, так как в рассматриваемой ситуации денежные средства подлежат возврату в случае, если учреждение не становится победителем конкурса, то здесь может идти речь о перечислении залогового платежа. Специалисты финансового ведомства неоднократно указывали, что по своему экономическому содержанию перечисления залоговых сумм не являются расходами (письмо Минфина России от 27.04.2015 N 02-07-07/24261). Поэтому в бухгалтерском учете и отчетности бюджетных учреждений выбытие (возврат) сумм обеспечений отражается с применением статьи 510 "Поступления на счета" (статьи 610 "Выбытие со счетов") КОСГУ. При этом коды видов расходов при перечислении денежных средств в целях обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (аукционе) применяться не должны.
Учитывая изложенное, прежде всего, учреждению необходимо проанализировать, какие расходы будет осуществлять бюджетное учреждение: оплата сбора за участие в конкурсе (аукционе), разовый платеж за пользование недрами или денежные средства перечисляются в целях обеспечения заявок участника закупки или обеспечения исполнения контракта. Непосредственно от этого будет зависеть применение КВР и КОСГУ, а именно:
- в случае оплаты сбора за участие в конкурсе (аукционе) такие расходы можно отразить по КВР 852 "Уплата прочих налогов, сборов" в увязке с подстатьей 291 "Налоги, пошлины и сборы" КОСГУ;
- в случае оплаты разового платежа за пользование недрами такие расходы можно отразить по КВР 853 "Уплата иных платежей" в увязке с подстатьей 291 "Налоги, пошлины и сборы" КОСГУ;
- в случае оплаты средств в целях обеспечения заявок участника закупки или обеспечения исполнения контракта такие расходы отражаются с использованием статьи 510 "Поступления на счета" (статьи 610 "Выбытие со счетов") КОСГУ. При этом коды видов расходов при перечислении денежных средств в целях обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (аукционе) применяться не должны.

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Учет расчетов по средствам, вносимым в целях обеспечения заявок на участие в закупках для обеспечения госнужд (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

15 ноября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики