Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

10.12.2018
ВОПРОС:
Возможно ли проведение специальной оценки условий труда без личного обследования рабочего места экспертом, а только на основании штатного расписания и иных документов, представленных работодателем?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Проведение специальной оценки условий труда в рамках идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов допускается как путем ознакомления с документами, представленными работодателем, так и путем личного обследования рабочего места экспертом организации. В свою очередь, исследование, измерение и оценка вредных и (или) опасных факторов осуществляется экспертом только путем личного обследования рабочего места.

Обоснование вывода:
Статья 212 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) возлагает на работодателя обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, к которым относится в том числе обязанность обеспечить проведение специальной оценки условий труда (далее - СОУТ).
Специальная оценка условий труда - единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным органом нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ)).
Непосредственно на работодателя возлагается обязанность организовать и профинансировать проведение СОУТ. Проведение самой спецоценки осуществляется совместно работодателем и организацией или организациями, допущенными к деятельности по проведению СОУТ и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (ч. 1 и ч. 2 ст. 8 Закона N 426-ФЗ).
Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н (далее - Методика).
Выделяют следующие этапы проведения СОУТ:
- организационные и подготовительные мероприятия (включает в себя: выбор организации, проводящей СОУТ, формирование комиссии по проведению СОУТ, утверждение графика проведения СОУТ, утверждение перечня рабочих мест, подлежащих оценке);
- проведение СОУТ (включает в себя: идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, исследование и измерение вредных и (или) опасных факторов, их оценка);
- оформление результатов СОУТ (включает в себя: формирование результатов СОУТ, утверждение отчета, ознакомление работников с результатами проведения СОУТ, информирование (передача данных) о результатах проведения СОУТ).
При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация в первую очередь осуществляет идентификацию потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона N 426-ФЗ).
Чтобы определить, какие же именно вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочих местах подлежат измерениям и исследованиям (испытаниям), эксперт организации, проводящей СОУТ, может осуществлять:
1) изучение документации, характеризующей технологический процесс, используемые на рабочем месте производственное оборудование, материалы и сырье, и документов, регламентирующих обязанности работника, занятого на данном рабочем месте;
2) обследование рабочего места;
3) ознакомление с работами, фактически выполняемыми работником на рабочем месте;
4) иные мероприятия, предусмотренные процедурой осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, согласно методике проведения СОУТ (ч. 8 ст. 10 Закона N 426-ФЗ).
Таким образом, проведение СОУТ в рамках идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов допускается как путем ознакомления с документами, представленными работодателем, так и путем личного обследования рабочего места экспертом организации.
Далее организация приступает к измерению фактических значений вредных и (или) опасных факторов, если таковые были выявлены (ч. 5 ст. 10 Закона N 426-ФЗ).
В силу ч. 3 ст. 12 Закона N 426-ФЗ исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов должны осуществляться непосредственно испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда.
Пункт 15 Методики предусматривает проведение исследования и измерения вредных и опасных факторов в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности работодателя с учетом используемого работником производственного оборудования, материалов и сырья, являющихся источниками вредных и (или) опасных факторов.
Результаты проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов оформляются протоколами в отношении каждого из этих вредных и (или) опасных факторов, подвергнутых исследованиям (испытаниям) и измерениям, с указанием, в числе прочего, места проведения исследований (испытаний) и измерений вредного и (или) опасного фактора с приложением при необходимости эскиза помещения, в котором они проводились, с указанием размещения оборудования и нанесением на нем точки (точек) исследований (испытаний) и измерений вредного и (или) опасного фактора (отбора проб) (п. 16 Методики).
Получается, что личное присутствие эксперта на этапе исследования вредных факторов является обязательным (смотрите также решение Интинского городского суда Республики Коми от 23.06.2015 N 2-970/2015. За исключением случая, предусмотренного ч. 7 ст. 12 Закона N 426-ФЗ, который допускает возможность проведения СОУТ в упрощенном порядке, при котором в ходе ее проведения не будет осуществляться измерение вредных и опасных факторов. В качестве результатов данных измерений экспертом может быть предложено комиссии использовать уже имеющиеся результаты производственного контроля аккредитованной испытательной лаборатории, полученные за период в шесть месяцев, предшествующий специальной оценке условий труда. Однако принятие решения об использовании данных результатов относится к компетенции комиссии.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бездеткина Дарья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

22 ноября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики