Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

11.12.2018
ВОПРОС:
В обязанности работника входят разъездной характер работы, контроль исполнения его подчиненными работ, технический надзор за составлением документов, соответственно, предполагается высокая зарплата за сложную работу.
Работник во внерабочее время получил травму, ему присвоили 2 степень инвалидности (медицинское учреждение выдало соответствующее медицинское заключение). Представленная работником ИПРА не содержит прямых ограничений к трудовой деятельности работника или необходимости введения для него облегченного труда.
Так как вышеуказанные обязанности работник теперь исполнять не имеет права согласно медицинскому заключению, то работодатель предложил работнику перейти на низшую должность, где в обязанности входит набор текстов на компьютере, уборка кабинета, соответственно, предполагается низкая зарплата за легкую работу.
Перейти на низшую должность работник отказывается, устно просит оставить его на прежней должности.
Кроме того, работник в письменном виде обратился в адрес работодателя о необходимости оставить его на прежней должности. В случае его увольнения грозится обратиться в компетентные госорганы.
Имеет ли работодатель право перевести работника в одностороннем порядке на низшую должность? И как это сделать, если может?
Если работник отказывается переходить на низшую должность, то каков порядок увольнения работника в такой ситуации?
Какими еще документами можно подтвердить факт того, что работник более не может занимать прежнюю должность?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Учитывая, что предъявленная работодателю ИПРА не содержит сведения о рекомендуемых условиях труда инвалида, то формального основания для перевода работника, по нашему мнению, у работодателя не имеется.

Обоснование позиции:
Прежде всего напомним, что особенности регулирования труда инвалидов установлены Трудовым кодексом РФ, а также Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ).
Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или абилитации (далее - ИПРА) (п. 36 Правил признания лица инвалидом, утв. постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95). В силу ст. 224 ТК РФ и ст. 11 Закона N 181-ФЗ ИПРА обязательна для исполнения организацией независимо от ее организационно-правовой формы и формы собственности.
Одним из оснований прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, является признание работника полностью не способным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (п. 5 части первой ст. 83 ТК РФ). Однако ни форма справки, подтверждающая факт установления инвалидности, ни действующая в настоящее время форма ИПРА, утв. приказом Минтруда РФ от 13.06.2017 N 486н, не предусматривают внесение сведений о признании инвалида полностью не способным к трудовой деятельности. Указание же в ИПРА на 2 степень ограничения к трудовой деятельности не может однозначно свидетельствовать о том, что работник не способен осуществлять трудовую деятельность. Как следует из пп. "ж" п. 6 Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утв. приказом Минтруда РФ от 17.12.2015 N 1024н, 2 степень ограничения к трудовой деятельности означает способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных технических средств.
Полагаем, что так как в рассматриваемой ситуации работник представил работодателю ИПРА, в которой фигурирует только указание на 2 степень ограничения к трудовой деятельности (без упоминания о невозможности ее осуществления), работодатель может предложить работнику обратиться с запросом в соответствующее учреждение МСЭ об уточнении данного ограничения, и только после получения письменного подтверждения того факта, что трудовая деятельность инвалиду противопоказана, работодатель обязан будет уволить работника по п. 5 части первой ст. 83 ТК РФ. Без такого уточнения увольнение работника, признанного инвалидом, по этому основанию, на наш взгляд, сопряжено с риском восстановления его на работе в судебном порядке.
Трудовое законодательство допускает также увольнение работника по п. 8 части первой ст. 77 ТК РФ, если в соответствии с медицинским заключением он нуждается во временном переводе на другую работу на срок более четырех месяцев или в постоянном переводе, но такая работа отсутствует у работодателя, или он отказался от предложенной работодателем другой работы (часть третья ст. 73 ТК РФ). Но действующая форма ИПРА не подразумевает включения в нее сведений о противопоказаниях к работе, на основании которых работодатель мог бы принять решение о том, что работник нуждается в переводе. В методическом письме ФБ МСЭ от 29.01.2018 N 2716/2018 "Об отсутствии в ИПРА показанных и противопоказанных видов и условий труда", в частности, указывается на то, что определение показанных и противопоказанных условий и видов трудовой деятельности и, соответственно, внесение данных рекомендаций в ИПРА не входит в компетенцию федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.
Вместе с тем Минтруд РФ внес изменения в форму ИПРА, в силу которых с 01.01.2019 в этом документе вновь будут указываться рекомендации о показанных и противопоказанных видах трудовой деятельности.
Однако в настоящее время критерии, которыми работодатель может руководствоваться при решении вопроса о том, в каких условиях может продолжать трудиться работник после признания его инвалидом и какие виды работ ему противопоказаны, в форме ИПРА не закреплены. Как следует из указанного нами письма, а также из разъяснений специалистов Роструда, в качестве таких критериев предлагается использовать Перечень рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности представлен в Методических рекомендациях, утв. приказом Минтруда РФ от 04.08.2014 N 515, а также Санитарные правила СП 2.2.9.2510-09 "Гигиенические требования к условиям труда инвалидов", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 N 30 (смотрите, например, ответы на вопрос 1, вопрос 2 с интернет-портала "Онлайнинспекция РФ").
Таким образом, если в предоставленной работником ИПРА указана 2 степень ограничения к трудовой деятельности, то, руководствуясь указанными выше документами, работодатель вправе самостоятельно сделать вывод о возможности продолжения работником трудовых обязанностей и необходимых для этого условиях труда. Если работодатель решит, что продолжение сотрудником работы в прежних условия может не только привести к ухудшению его здоровья, но и при определенных обстоятельствах создать угрозу жизни или здоровью других работников этого работодателя, а также третьих лиц, то, полагаем, ему следует предложить работнику перевод на другую работу, которую он может выполнять с учетом его состояния здоровья, если же такой работы не окажется или работник откажется от перевода, работодатель вправе прекратить трудовой договор с таким работником по п. 8 части первой ст. 77 ТК РФ.
Учитывая, что предъявленная работодателю ИПРА не содержит сведения о рекомендуемых условиях труда инвалида, в том числе о противопоказанных производственных факторах и условиях труда, то формального основания для перевода работника, по нашему мнению, у работодателя не имеется. Кроме того, при отсутствии у работодателя достоверной информации о невозможности выполнения работником трудовой деятельности (о чем может косвенно свидетельствовать указание в ИПРА на 3 степень ограничения к трудовой деятельности) принять обоснованное решение о том, по какому именно основанию следует уволить работника (по п. 5 части первой ст. 83 ТК РФ или по п. 8 части первой ст. 77 ТК РФ в случае отказа работника от перевода или отсутствия у работодателя другой подходящей работнику работы), невозможно.
Полагаем, что с момента получения от работника справки о присвоении ему 2 группы инвалидности работодатель должен соблюдать лишь общие требования законодательства, касающиеся условий труда инвалидов (подробнее смотрите: Домашняя правовая энциклопедия. Работа. Трудоустройство инвалидов).
Обращаем Ваше внимание на то, что по данному вопросу мы высказали свое экспертное мнение, которое может не совпадать с мнением других специалистов и контролирующих органов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каменщиков Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

20 ноября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики