Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

17.12.2018
ВОПРОС:
Может ли управление в государственных учреждениях состоять из 3 штатных единиц и более? Если есть ограничения, то чем регламентированы? Может ли директор ввести в штат должность заместителя директора по правовым и организационным вопросам?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Работодатель (в том числе государственное учреждение) самостоятельно определяет численный и должностной состав своих подразделений. Введение в штатное расписание должности заместителя директора по правовым и организационным вопросам не противоречит закону.

Обоснование вывода:
Работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения - осуществляет подбор, расстановку, увольнение персонала (п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2). Он вправе с учетом особенностей деятельности и потребностей организации, технологии производства работ, спроса на выпускаемую продукцию, планов развития и т.п. самостоятельно определять структуру и численность работников организации и при необходимости в любое время вносить в штатное расписание изменения, влекущие как уменьшение количества требующихся работодателю должностей (специальностей, профессий) либо штатных единиц, так и их увеличение (смотрите также определения Конституционного Суда РФ от 15.07.2008 N 411-О-О, 412-О-О и 413-О-О, от 01.06.2010 N 840-О-О). Иными словами, работодатель вправе самостоятельно формировать штатное расписание и, соответственно, в любой момент принимать решение об исключении из штатного расписания (либо включении в него) тех или иных должностей либо профессий и штатных единиц по ним, определять состав подразделений и количество работников в них. Указанное право принадлежит всем работодателям, в том числе и государственным учреждениям. Право руководителя учреждения самостоятельно утверждать штатное расписание предусмотрено и п. 19, пп. "д" п. 32 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018 год, утвержденных решением Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, от 22 декабря 2017 г., протокол N 11 (далее - Единые рекомендации).
Согласно части второй ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре должна быть указана трудовая функция работника (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, или соответствующим положениям профессиональных стандартов. В остальных случаях наименования должностей и профессий, содержащиеся в профессиональных стандартах и справочниках, не являются обязательными для применения работодателями и носят только рекомендательный характер (смотрите п. 6 письма Минтруда РФ от 04.04.2016 N 14-0/10/В-2253). Справедливость изложенного подтверждает также пп. "д" п. 5 Единых рекомендаций, где сказано, что государственные и муниципальные учреждения обязаны определять наименования должностей и профессий своих работников строго по справочникам и стандартам не всегда, а в тех же случаях, что и все остальные работодатели.
Нам не удалось обнаружить в законодательстве каких-либо компенсаций, льгот и ограничений в связи с выполнением работ по должности "Заместитель директора по правовым и организационным вопросам". Поэтому полагаем, что работодатель вправе не придерживаться точного наименования должностей, указанных в квалификационных справочниках и профессиональных стандартах, при формировании штатного расписания и включении в него данной должности. Никаких негативных последствий ни для работника, ни для работодателя само по себе наличие в штатном расписании организации должности или профессии, не поименованной в квалификационном справочнике или профстандарте, а также прием на такую должность или профессию работника повлечь не могут.
В государственных учреждениях системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (часть первая ст. 144 ТК РФ). При этом часть пятая ст. 144 ТК РФ обязывает устанавливать системы оплаты труда работников государственных учреждений с учетом положений единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС) или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей. А частью третьей ст. 144 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп. Под профессиональными квалификационными группами понимаются группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (часть шестая ст. 144 ТК РФ).
Из изложенного непосредственно не следует обязанность государственных учреждений формировать штатное расписание в строгом соответствии наименований всех должностей и профессий наименованиям из ЕТКС, ЕКС или профессиональных стандартов. Закон указывает на необходимость учета квалификационных справочников и стандартов лишь при установлении системы оплаты труда. Чтобы выполнить данное требование, достаточно для каждого работника с учетом его квалификации и круга должностных (трудовых) обязанностей найти в справочнике подходящую по содержанию квалификационную характеристику, определиться с названием трудовой функции по справочнику и уже это наименование должности или профессии использовать для определения размера заработной платы работника. Так будет сохранено необходимое по смыслу ст. 144 ТК РФ единство тарификации работ, но при этом в трудовом договоре и штатном расписании будут фигурировать наименования должностей и профессий, самостоятельно определенные учреждением.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

30 ноября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики