Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Трудовое право
-
18.12.2018
- Водитель автобуса доставляет сотрудников на работу. Водителю автобуса трудовым договором установлен следующий режим работы: рабочий день с 7.00 до 19.00, при этом с 10.00 до 12.00 и с 13.00 до 14.00 - это "разрывы" рабочего дня, с 12.00 до 13.00 - обеденный перерыв.
Каков порядок оформления разрыва рабочего дня? Можно ли установить доплату приказом, если в коллективном договоре это не отражено? Чем руководствоваться при определении размера доплат?
Прежде всего отметим, что в законодательстве отсутствует понятие "разрыв рабочего дня". В связи с обращениями работодателей и работников по вопросам, касающимся разрывного режима рабочего времени (разрывного характера работы), Роструд неоднократно в своих разъяснениях отождествлял этот режим с разделением рабочего дня на части (смотрите ответы на Вопрос 1, Вопрос 2 и Вопрос 3 с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ").
Данный режим рабочего времени определен ст. 105 ТК РФ, в соответствии с которой на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), предусмотрена возможность разделения рабочего дня на части. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии). При этом разделение рабочего дня сотрудников на части должно быть вызвано объективными причинами и наличием особых условий труда.
Особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта устанавливаются специальными нормативными правовыми актами (часть вторая ст. 100 и часть вторая ст. 329 ТК РФ). При этом особенностями регулирования труда называются нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила (ст. 251 ТК РФ).
Для водителей автомобилей специальные нормы установлены Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 (далее - Положение). При этом возможность разделения рабочего дня на части в Положении упоминается только в отношении водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах (п. 13 Положения) (смотрите также ответы на вопрос 4 и вопрос 5 с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ").
В то же время, на наш взгляд, это не означает, что в отношении водителей автобусов, которые не работают на регулярных автобусных маршрутах, а также в отношении водителей других транспортных средств режим разделения рабочего дня на части не может применяться. Приведенной нормой установлены лишь особенности применения режима разделения рабочего дня на части для определенной категории водителей, при этом запрета или ограничения для применения указанного режима рабочего времени в отношении остальных водителей Положение не устанавливает*(1).
Таким образом, мы полагаем, что рабочий день водителя автобуса, который перевозит сотрудников организации, может быть разделен на части. Аналогичный подход можно встретить в разъяснениях представителей Роструда (смотрите ответы на вопрос 6 и вопрос 7 с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ"). Такой же точки зрения придерживаются и другие специалисты (смотрите материал: Разделение рабочего дня на части и перерывы в работе (С.В. Манохова, журнал "Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", N 10, октябрь 2018 г.)).
Для этого, как уже отмечалось, работодателю необходимо принять с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при его наличии) соответствующий локальный нормативный акт*(2) (смотрите ответ на вопрос 8 с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ; также с информацией по данному вопросу можно ознакомиться в следующем материале: Разделение рабочего дня на части (Е. Орлова, журнал "Налоговый вестник", N 10, октябрь 2015 г.)).
Отметим, что на законодательном уровне необходимость производить доплату за разделение рабочего дня на части не предусмотрена (смотрите также ответы на вопрос 9 и вопрос 10 с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ").
Вместе с тем в силу ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
К условиям, отклоняющимся от нормальных, может быть отнесена и работа с разделением рабочего дня на части (смотрите, например, п. 1.7 Постановления ВС РСФСР от 01.11.1990 N 298/3-1). Поэтому, на наш взгляд, работникам, рабочий день которых разделен на части, необходимо устанавливать доплату компенсационного характера (смотрите также, например, материал: Доплата работнику за разделение рабочего дня на части (Е.А. Соболева, журнал "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2018 г.)).
Установить такую выплату, а также ее размер можно и в локальном нормативном акте (приказе), которым вводится режим разделения рабочего дня на части для отдельных работников (смотрите также ответ на вопрос 11 с информационного портала Роструда "Онлайнинспекция.РФ", материал: Режим рабочего времени: что нужно знать работодателю (Б. Чижов, "Новая бухгалтерия", выпуск 11, ноябрь 2011 г.)).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Наумчик Иван
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена
30 ноября 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Более подробно об этом смотрите в ответе на Вопрос: Водитель корпоративного автобуса привозит утром и увозит вечером сотрудников. Режим работы по трудовому договору - с понедельника по пятницу, 8-часовой рабочий день с 08.00 до 17.00, ненормированный режим. Фактический режим работы - с понедельника по пятницу, (3,5-4 часа в день). Время выезда из гаража согласно путевому листу - 06.15, с 07.45 до 17.00 - свободное время. Согласно путевому листу время возвращения в гараж - 19.00. Очевидно, что режим работы не соблюдается. Рассматривался вопрос о разделении рабочего дня на части, но даже при таком режиме работы не удастся войти в рамки, так как перерыв между частями не может быть более 4-х часов. Какой можно найти выход из данной ситуации?
*(2) Отметим, что положения локальных нормативных актов становятся обязательными для исполнения только после ознакомления работников с ними. Поэтому с локальным нормативным актом, устанавливающим возможность разделения на части рабочего дня, соответствующие работники должны быть ознакомлены под подпись (ст. 22 ТК РФ). В последующем, если такой режим работы будет сохраняться для работников, принимаемых на соответствующую должность, с данным локальным актом необходимо будет знакомить вновь принимаемого сотрудника непосредственно при приеме на работу (ст. 68 ТК РФ).
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним