Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

18.12.2018
ВОПРОС:
Образовательное учреждение заключило контракт, в котором указано, что подрядчик обязуется выполнить из своих материалов и собственными силами работы по монтажу арочного металлодетектора согласно локальной смете и КС2, КС3 на сумму 105 тыс. руб. Предметом контракта является выполнение работ по монтажу арочного металлодетектора. Оплата расходов осуществляется по КВР 244.
На какую статью (подстатью) КОСГУ отнести расходы?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Исходя из экономической сущности заключенного контракта расходы на изготовление из материалов контрагента арочного металлодетектора и его монтаж могут быть в полном объеме отражены по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.

Обоснование вывода:
Согласно Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), отнесение расходов на тот или иной код бюджетной классификации должно осуществляться прежде всего исходя из экономического содержания определенной хозяйственной операции.
Так, Указаниями N 65н прямо предусмотрено, что расходы, связанные с изготовлением объектов нефинансовых активов (далее - объекты НФА) из материалов подрядчика (исполнителя), относятся к соответствующим статьям группы 300 "Поступление нефинансовых активов" КОСГУ. Так, при изготовлении из материалов подрядчика (исполнителя) объектов НФА, которые могут быть приняты к учету в составе основных средств или материальных запасов, расходы должны отражаться по статьям 310 КОСГУ "Увеличение стоимости основных средств" или 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" соответственно. А вот на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ относятся расходы на оплату работ по монтажу оборудования, если они не предусмотрены договором поставки (изготовления) объекта, расходы на оплату услуг по изготовлению объектов нефинансовых активов из материалов заказчика, а также иные аналогичные по своему содержанию расходы отражаются по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
В данном случае предметом контракта является оказание услуги - монтаж арочного металлодетектора. Однако экономической сущностью этого документа фактически является именно изготовление объекта, поступающего в распоряжение учреждения, и его монтаж. То есть по итогам исполнения контрагентом своих обязательств в распоряжение учреждения поступает готовый к эксплуатации объект нефинансовых активов - арочный металлодетектор. Поэтому здесь, скорее всего, можно вести речь о неточной формулировке предмета контракта, вследствие чего возникает его двоякое толкование. Однако исходить только из формулировки предмета контракта, не рассматривая его сущность, для целей отнесения к соответствующим статьям расходов нельзя. Принятие окончательного решения в таком случае должно основываться не из самой формулировки предмета контракта (договора), которое в данном случае не отражает его сути, а из его содержания.
Таким образом, расходы на изготовление и монтаж арочного металлодетектора, осуществленные в рамках одного контракта следует отразить с применением одной из статей группы 300 "Поступление нефинансовых активов" КОСГУ.
Отнесение имущества в состав основных средств осуществляется при выполнении критериев, перечисленных в п.п. 7, 8 СГС "Основные средства", п.п. 38, 39 Инструкции N 157н. Одним из главных критериев отнесения объекта к основным средствам является срок его полезного использования: он должен быть более 12 месяцев, а вот стоимость объекта имущества, при отнесении его к основным средствам или материальным запасам значения не имеет. При этом согласно п. 10 СГС "Основные средства" объект должен быть предназначен для выполнения определенных самостоятельных функций. Кроме того, в соответствии с положениями СГС "Основные средства" объекты нефинансовых активов не могут быть отнесены к основным средствам в том случае, если они должны учитываться в составе материальных запасов в соответствии с требованиями п. 99 Инструкции N 157н (смотрите также раздел 3 "Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 15.12.2017 N 02-07-07/84237).
Арочные металлодетекторы - это стационарные устройства (сборные или готовые), обнаруживающие металлические предметы, проносимые сквозь них. Как правило, они изготавливаются в виде арки или рамы и способны полностью сканировать человека или крупногабаритные объекты. По нашему мнению, металлодетектор вполне соответствует критериям, перечисленным в п.п. 7, 8 СГС "Основные средства", п.п. 38, 39 Инструкции N 157н. В частности, учреждение может прогнозировать от его использования получение полезного потенциала, он предназначен для выполнения определенной самостоятельной функции, может использоваться неоднократно, срок полезного использования предположительно составляет более 12 месяцев*(1).
Согласно положениям раздела V Указаний N 65н расходы на оплату договоров на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам, подлежат отражению по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ. Поэтому, несмотря на то, что предметом заключенного контракта является исключительно монтаж, профильной комиссией учреждения госсектора может быть принято вполне обоснованное решение исходя из сути заключенного договора об учете арочного металлодетектора в составе основных средств и отражение расходов на его изготовление и монтаж по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

30 ноября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Отметим, что любое решение об отнесении материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов является субъективным и основывается на профессиональном суждении конкретных должностных лиц учреждения, в котором будет осуществляться использование имущества, с учетом специфики и интенсивности эксплуатации каждого объекта. Более того, специалисты финансового ведомства в своих разъяснениях также указывают, что такие решения относятся исключительно к компетенции сотрудников госучреждения, которые обладают полной и достоверной информацией, необходимой для их принятия (смотрите, например, письма Минфина России от 11.11.2013 N 02-06-010/48099, от 27.02.2012 N 02-07-10/534). Данный принцип не изменился и после вступления в силу федеральных стандартов. Вместе с тем во избежание претензий со стороны контролирующих органов комиссии следует письменно обосновать принятое решение исходя из анализа технических характеристик приобретаемых активов.

 

Все консультации данной рубрики