Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
20.12.2018
- Бюджетным учреждением списана оргтехника, дано разрешение на утилизацию. Денежных средств заплатить организации за утилизацию нет. Зато есть организация, принимающая списанные объекты на запасные части с последующей выплатой денежных средств за эти объекты. Бюджетное учреждение планирует сдать основные средства не в качестве металлолома или вторичного сырья, а в неразобранном виде, то есть целиком.
Может ли бюджетное учреждение сдать списанные комплектующие и денежные средства за них внести в доход бюджета? Если да, то как это должно быть правильно оформлено?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. В отношении бюджетных учреждений действующее законодательство не содержит запретов по реализации имущества коммерческим организациям. При этом обязанность по перечислению полученных денежных средств от продажи движимого имущества в доход соответствующего бюджета в данном случае у учреждения отсутствует.
2. Детальный порядок документального оформления операции, связанной с реализацией имущества, устанавливается учреждением самостоятельно в рамках учетной политики.
Вместе с тем при реализации имущества бюджетному учреждению следует оформить договор купли-продажи, для оформления факта передачи имущества - Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101). В Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031) необходимо сделать отметку о продаже.
Первичным документом - основанием для отражения переоценки объекта основных средств в связи с продажей и операции по признанию доходов от реализации будет являться Бухгалтерская справка (ф. 0504833), оформленная на основании решения постоянно действующей комиссии учреждения.
Обоснование вывода:
Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Особенности распоряжения имуществом закреплены в ст. 298 ГК РФ. Так, бюджетные учреждения без согласия собственника не могут распоряжаться отдельными видами имущества: недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником, или приобретенным за счет выделенных им средств (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Остальным имуществом бюджетные учреждения могут распоряжаться самостоятельно. При этом действующее законодательство не содержит запретов по реализации имущества бюджетным учреждением организации коммерческого сектора.
Таким образом, при реализации недвижимого и особо ценного движимого имущества согласование с собственником такого имущества является обязательным. В случае, если имущество относится в состав иного движимого имущества, то наличие согласования не обязательно. Однако в любом случае такое решение бюджетного учреждения должно быть обоснованным и документально подтвержденным.
Так, выбытие основных средств, в отношении которых установлен срок эксплуатации (в том числе в результате прекращения признания объекта в качестве актива субъекта учета (выбытия с балансового учета), осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом).
Исходя из положений п.п. 45, 46 СГС "Основные средства", допускается отражение выбытия объекта основных средств при его отчуждении не в пользу учреждений госсектора непосредственно из состава основных средств. Более того, если бюджетное учреждение планирует реализовать имущество не в пользу учреждения госсектора, то в соответствии с п. 29 СГС "Основные средства" объект основных средств отражается в бухгалтерском учете по справедливой стоимости, определяемой методом рыночных цен. Результат переоценки до справедливой стоимости отражается в бухгалтерском учете и раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленно в составе финансового результата текущего периода (п. 30 СГС "Основные средства"). Кроме того, в этом случае нужно скорректировать и сумму начисленной по этому объекту амортизации (п.п. 41, 42 СГС "Основные средства").
Операции по реализации имущества относятся к приносящей доход деятельности бюджетного учреждения (п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ). Однако обязанность по перечислению доходов от продажи основных средств будет зависеть от типа учреждения и вида реализуемого имущества (абз. 3 п. 3 ст. 41 БК РФ). Так как в рассматриваемой ситуации речь идет о бюджетном учреждении, которое планирует реализацию движимого имущества, обязанность по перечислению полученных доходов в бюджет у учреждения отсутствует. По общему правилу доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Учет таких сумм осуществляется по КФО 2.
Относительно документального оформления отметим следующее.
Детальный порядок документального оформления реализации имущества устанавливается бюджетным учреждением самостоятельно, с учетом требований учредителя. Например, данный порядок может быть установлен в качестве отдельного раздела положения о списании имущества бюджетного учреждения.
Если в конкретной ситуации локальным актом учреждения не предусмотрен порядок и перечень документов, обязательных к оформлению при реализации имущества, то такой порядок бюджетному учреждению необходимо разработать самостоятельно, с учетом требований учредителя.
Решение о реализации объекта основных средств должно быть оформлено в письменной форме, в виде протокола, акта или иного документа, предусмотренного номенклатурой дел для конкретного случая субъектом учета.
В свою очередь, факт сделки о реализации имущества может быть оформлен договором купли-продажи. Составление договора купли-продажи регулируется положениями главы 30 ГК РФ. Договором, заключенным между сторонами, будут регламентироваться взаимоотношения сторон при заключении и исполнении договора о купле-продаже имущества, а также порядок и основания по договору и расторжения такого договора, права и обязанности сторон, форма и порядок расчетов, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий, ответственность сторон.
Бюджетные учреждения должны применять унифицированные формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, утвержденные приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н. Вместе с тем п. 6 Инструкции N 157н предусмотрена возможность самостоятельной разработки форм документов при условии наличия в них обязательных реквизитов, перечисленных в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2010 N 402-ФЗ, п. 25 СГС "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора". Для оформления факта передачи объектов нефинансовых активов при их продаже учреждение может оформить, например, Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), закрепив его использование договором купли-продажи. Порядок применения Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) при продаже согласно Методическим указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н, следует определить в рамках учетной политики. Также необходимо поставить отметку о продаже в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031). Операция по признанию доходов от реализации может быть отражена в учете на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833).
Обратите внимание: в соответствии со ст. 8 Федерального Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при продаже или ином отчуждении объектов, принадлежащих РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, предусмотрено обязательное проведение оценки независимыми оценщиками. Соответственно, заключению договора купли-продажи имущества должно предшествовать проведение независимой оценки. При этом основанием для отражения переоценки объекта основных средств в связи с продажей будет являться Бухгалтерская справка (ф. 0504833), оформленная на основании решения постоянно действующей комиссии учреждения с приложением результата об оценке имущества. Детальный порядок документального оформления и дату отражения в учете операций по переоценке основного средства, отчуждаемого не в пользу организации госсектора, необходимо определить в рамках учетной политики.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина
29 ноября 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним