Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

26.12.2018
ВОПРОС:
Участниками ООО принято решение об оставлении чистой прибыли за обществом. Общее собрание участников общества на очередном собрании приняло решение о том, чтобы не распределять чистую прибыль общества. Может ли единоличный исполнительный орган без согласования с участниками общества принимать решения о распределении такой прибыли?
ОТВЕТ:

В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО) общество с ограниченной ответственностью (далее - общество, ООО) вправе ежеквартально, раз в полгода или раз в год принимать решение о распределении своей чистой прибыли между участниками общества. Решение об определении части прибыли общества, распределяемой между участниками общества, принимается общим собранием участников общества (далее также - ОСУ).
Подпункт 7 п. 2 ст. 33 Закона об ООО предусматривает, что принятие решения о распределении чистой прибыли общества относится к исключительной компетенции общего собрания участников ООО и не может быть передано другим органам общества, в том числе уставом этого общества.
На то, что волеизъявление ОСУ является обязательным условием распределения чистой прибыли ООО, указывает и судебная практика (смотрите, например, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2016 N 11АП-6946/16, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2015 N 13АП-26883/14).
При этом необходимо иметь в виду, что законодательство не устанавливает, что чистая прибыль может быть направлена только на выплату дивидендов участникам ООО. Напротив, из буквального толкования п. 1 ст. 28 Закона N 14-ФЗ следует, что ОСУ может направить на выплату дивидендов лишь часть прибыли. Соответственно, отсюда вытекает вывод о том, что прибыль может быть использована и для других целей. При этом перечень этих целей законодательством не определен, равно как и не установлено, что какая-то определенная часть прибыли в любом случае должна быть направлена на выплату дивидендов участникам.
Соответственно, даже при распределении чистой прибыли ООО на нужды, не связанные с выплатой этой прибыли участникам, принятие решения ОСУ по этому вопросу также является обязательным.
В свою очередь, в силу положений п. 3 ст. 40 Закона об ООО генеральный директор общества вправе осуществлять лишь те полномочия, которые указаны в этом пункте, а также иные полномочия, не отнесенные указанным Законом или уставом общества к компетенции ОСУ, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.
Таким образом, вышеизложенные положения закона и правоприменительная практика прямо указывают на то, что генеральный директор общества не вправе принимать решения о распределении чистой прибыли общества даже в том случае, когда ОСУ не принимало никаких решений по распоряжению этой прибылью, и уж тем более тогда, когда ОСУ выразило свою волю на то, чтобы прибыль не распределялась.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

6 декабря 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики