Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

29.12.2018
ВОПРОС:
В 2015 году бюджетное учреждение удержало из обеспечения контрагента штрафные санкции по претензии (пени, неустойки). Однако в текущем 2018 году контрагент выиграл суд, и удержанные средства из обеспечения в полном объеме подлежат возврату. Учреждение вернуло деньги по указанию казначейства с кода КВР 610. В 2015 году претензии (пени, неустойки) были удержаны из обеспечения контракта. В исполнительном листе указано: долг.
Какие следует сделать бухгалтерские проводки в этом случае?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Возврат ранее удержанной неустойки на основании судебного решения может рассматриваться в качестве уменьшения доходов.
Вариант отражения в бухгалтерском учете бюджетное учреждение вправе определить самостоятельно и согласовать в порядке п. 4 Инструкции N 174н.

Обоснование вывода:
Порядок погашения задолженности по исполнительному листу, выданному на основании решения суда, согласно которому бюджетным учреждением были неправомерно признаны доходы в виде претензии (пени, неустойки), в настоящее время нормативно не урегулирован. Следовательно, бюджетное учреждение имеет право разработать его, согласовать с органом, осуществляющим в отношении бюджетного учреждения функции и полномочия учредителя (финансовым органом, на счете которого ему открыты лицевые счета), и закрепить в учетной политике (п. 4 Инструкции N 174н).
В то же время по поводу отражения в бухгалтерском учете перечисления по решению суда задолженности в части неправомерно удержанного в виде неустойки обеспечения контракта отметим следующее.
В настоящее время в действующих нормативных актах нет определения понятия "бухгалтерской ошибки". Согласно применяемому с 1 января 2019 года СГС "Учетная политика, оценочные значения и ошибки" под ошибкой понимается пропуск и (или) искажение, возникшее при ведении учета и (или) формировании отчетности. В частности, выделены такие виды ошибок, как неотражение информации и неправильное отражение информации.
Учитывая, что в рассматриваемой ситуации на момент удержания пени, неустойки из обеспечения контракта у бюджетного учреждения были соответствующие основания, данный случай не может быть соотнесен с понятием бухгалтерской ошибки, исправляемой в порядке п. 18 Инструкции N 157н, в том числе путем оформления ошибочных записей способом "Красное сторно". Считаем, что погашение задолженности по исполнительному листу, выданному на основании решения суда, согласно которому бюджетным учреждением были неправомерно признаны доходы в виде претензии (пени, неустойки), может рассматриваться в качестве самостоятельного факта хозяйственной жизни.
Бюджетные учреждения относят расходы на элементы видов расходов (далее - КВР) в соответствии с п. 5.1 раздела III Указаний N 65н. В частности, по КВР 831 "Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда" подлежат отражению отдельные расходы на исполнение судебных актов Российской Федерации, мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных (муниципальных) учреждений (пп. 5.1.2 п. 5.1 раздела III Указаний N 65н). В этой норме приведен перечень расходов, которые относятся на КВР 831, а сам перечень закрытым не является и предусматривает отнесение аналогичных расходов.
С применением КВР 831 администраторы доходов бюджета отражают далеко не все выплаты, связанные с исполнением судебных решений. Так, например, КВР 831 применяется при возврате на основании судебного акта излишне уплаченных в бюджетную систему сумм обязательных платежей, но в части поступлений по отмененным налогам, сборам (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 27.06.2014 N 02-05-11/31346). При этом по общему правилу возврат поступлений по доходам бюджетов, в том числе на основании судебных решений, отражается в качестве операций по уменьшению доходов и не рассматривается в качестве расходных операций (смотрите, например, п. 1.6 Порядка, утвержденного приказом Государственной инспекции Алтайского края от 20.03.2018 N 7-нпа).
Полагаем, что исходя из экономического смысла в рассматриваемой ситуации можно говорить об уменьшении доходов, начисленных в 2015 году в виде пени, неустойки. Соответственно, коды видов расходов и расходные подстатьи КОСГУ в данном случае не применяются. При этом положения п. 21 Инструкции N 33н прямо предусматривают возможность отражения возвратов доходов, полученных в прошлые отчетные периоды, как раз в качестве операций по уменьшению доходов - в качестве уменьшения по забалансовому счету 17 "Поступления денежных средств".
Исходя из положений пп. 4.1.1 п. 4.1 раздела II, п. 3 раздела V Указаний N 65н, уменьшение дохода будет отражаться по статье 140 "Суммы принудительного изъятия" аналитической группы подвида доходов бюджетов (далее - АнКВД) и подстатье 141 "Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)" КОСГУ. Названный код указывается при заполнении платежного поручения *(1).
В бухгалтерском учете рассматриваемая ситуация отражается с применением счета 2 209 41 000 "Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)" (п.п. 220, 221 Инструкции N 157н). При этом уменьшение доходов может быть отражено в учете записью, обратной начислению доходов, при ее согласовании в порядке п. 4 Инструкции N 174н.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующие корреспонденции счетов:
1. Дебет 2 401 10 141 Кредит 2 209 41 660
- на основании решения суда отражена обязанность по перечислению задолженности в части удержанных ранее из обеспечения контракта пени, неустойки;
2. Дебет 2 209 41 560 Кредит 2 201 11 610,
уменьшение забалансового счета 17 (АнКВД 140, КОСГУ 141)
- отражено перечисление задолженности в соответствии с решением суда.
При отражении рассматриваемой ситуации предложенным вариантом в Отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) сумма оплаты отразится в разделе 1 "Доходы учреждения" по соответствующей строке с указанием кода доходов 140 со знаком "минус".

К сведению:
Оплата долга не может отражаться по статье аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 610 "Выбытие со счетов бюджетов", исходя из пп. 5.1.2 п. 5.1 раздела III Указаний N 65н в части осуществления оплаты по соответствующим группам, подгруппам и элементам видов расходов. Дело в том, что статья 610 "Выбытие со счетов бюджетов" относится к аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов (пп. 3.1.3 п. 3.1 раздела IV Указаний N 65н) и не включена в перечень КВР (Приложение N 3 к Указаниям N 65н).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

3 декабря 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Аналогичным образом указывается в платежном поручении код доходов при оплате налога на прибыль и НДС (смотрите, в частности, письмо Департамента финансов г. Москвы от 02.03.2017 N 60-01-2083 "Об отражении средств от уплаты сумм по налогам на прибыль и НДС бюджетными (автономными) учреждениями города Москвы").

Все консультации данной рубрики