Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

10.01.2019
ВОПРОС:
Организация является унитарным предприятием, гарантирующей организацией по предоставлению коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению на территории городского поселения. Оказание дополнительных услуг не указано в уставе унитарного предприятия в качестве одного из видов осуществляемой им деятельности. Однако в нем содержится положение о том, что унитарное предприятие вправе осуществлять иные виды деятельности, не поименованные в его уставе, но соответствующие целям его деятельности.
Имеет ли право такая организация на основании возмездных договоров по смете осуществлять деятельность по обслуживанию и ремонту внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме (в тарифах непосредственно эта деятельность не заложена, тарифы на дополнительные услуги конкретно по такому виду деятельности отсутствуют)?
Имеет ли право муниципальное унитарное предприятие осуществлять дополнительную деятельность и брать за это плату по смете, если отсутствуют утвержденные тарифы?
ОТВЕТ:

Прежде всего отметим, что муниципальное унитарное предприятие (далее также - МУП, предприятие) является коммерческой организацией, однако его правоспособность, в отличие от других видов коммерческих организаций, является ограниченной: оно может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (п. 1 ст. 49, п. 3 ст. 113 ГК РФ, ст. 3 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ)). При этом п. 3 ст. 9 Закона N 161-ФЗ устанавливает, что устав унитарного предприятия должен содержать указание не только на цели и предмет, но и на виды его деятельности.
Приведенные нормы позволяют прийти к выводу о том, что унитарное предприятие вправе осуществлять только те виды деятельности, которые указаны в его уставе. Иными словами, их перечень не может быть открытым. Данный вывод находит свое отражение и в иных нормативных актах. Так, в частности, п. 2.2 Примерного устава федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, утвержденного приказом МЭРТ РФ от 25.08.2005 N 205, содержит указание на то, что предприятие не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные данным Уставом. Аналогичные положения содержатся также в п. 2.2 Формы примерного устава государственного унитарного предприятия Краснодарского края, утвержденной приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 01.09.2004 N 571. Помимо этого, с подобным толкованием указанных выше норм соглашается и судебная практика (смотрите, например, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2016 N 18АП-11780/16).
Таким образом, мы полагаем, что указанное в вопросе МУП не вправе осуществлять какие-либо виды деятельности кроме тех, что прямо названы в его уставе. Тем не менее необходимо также принимать во внимание, что окончательный ответ на вопрос о том, охватывается ли деятельность по обслуживанию и ремонту внутридомовых инженерных систем в многоквартирных домах теми целями и видами деятельности, которые уже поименованы в уставе МУП, может быть дан только по итогам правового анализа данного устава.
В то же время хотим обратить Ваше внимание на то, что наделение унитарного предприятия статусом гарантирующей организации в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" само по себе не названо в законодательстве в качестве основания для запрета данному предприятию заниматься иными видами деятельности, выходящими за рамки функций гарантирующей организации, предусмотренных вышеназванным Законом. Следовательно, при наличии в уставе МУП соответствующих положений осуществление дополнительной деятельности, указанной в вопросе, ему не запрещено.
В свою очередь, деятельность унитарного предприятия, как и любой коммерческой организации, направлена на извлечение прибыли. При этом согласно общим положениям п. 1 ст. 2 и ст. 421 ГК РФ юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора, понуждение к заключению которого не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. И лишь в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Причем предоставление органам местного самоуправления полномочия устанавливать тарифы на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) МУП (п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), означает, по сути, предоставление таким органам лишь права осуществлять соответствующее регулирование, которым они могут воспользоваться по своему усмотрению.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что в тех случаях, когда цены (тарифы, ставки) на какие-либо работы или услуги, выполняемые или оказываемые МУП, не устанавливаются и не регулируются государственными органами или органами местного самоуправления, МУП может самостоятельно согласовать с контрагентом цену таких работ (услуг) в договоре, в том числе составив для определения и детализации этой цены смету.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

14 декабря 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики