Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

18.01.2019
ВОПРОС:
В п. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" указано, что оператор по переводу денежных средств вправе привлекать банковского платежного агента (БПА) для предоставления клиентам электронных средств платежа и обеспечения возможности использования указанных электронных средств платежа в соответствии с условиями, установленными оператором по переводу денежных средств платежа. Что значит "предоставлять клиентам электронные средства платежа"? Можно ли это понимать как возможность приема от плательщиков БПА денежных средств с использованием электронного средства платежа (банковской карты) через терминалы и последующего перечисления получателю денежных средств?
ОТВЕТ:

Прежде всего отметим, что под банковским платежным агентом (далее также - БПА) п. 4 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон N 161-ФЗ) понимает юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией, или индивидуального предпринимателя, которые привлекаются кредитной организацией в целях осуществления отдельных банковских операций.
Положения п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона N 161-ФЗ, действительно, указывают на то, что оператор по переводу денежных средств (далее также - оператор), являющийся кредитной организацией, в том числе небанковской кредитной организацией, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, вправе на основании договора привлекать банковского платежного агента для предоставления клиентам электронных средств платежа и обеспечения возможности использования указанных электронных средств платежа в соответствии с условиями, установленными оператором. При этом содержания указанных действий Закон N 161-ФЗ не раскрывает.
Вместе с тем эти действия, на наш взгляд, определенно нельзя толковать как предоставление БПА права получать на свои счета безналичные денежные средства клиентов операторов и производить последующий перевод этих средств их получателям.
Дело в том, что подобные действия прямо подпадают под понятие "перевод денежных средств", закрепленное в п. 12 ст. 3 Закона N 161-ФЗ. А, как следует из буквального толкования указанной нормы, их может осуществлять только оператор по переводу денежных средств. На это указывают также положения ч. 1 и ч. 2 ст. 4 Закона N 161-ФЗ, формулировки которых свидетельствуют о разнице между деятельностью оператора и привлеченного им БПА: если в отношении оператора говорится об оказании им услуг по переводу денежных средств, то в отношении БПА - лишь об участии в оказании таких услуг, то есть об осуществлении БПА лишь отдельных функций оператора, способствующих исполнению последним своей обязанности по переводу денежных средств своих клиентов.
Кроме того, из определения электронного средства платежа, содержащегося в п. 19 ст. 3 Закона N 161-ФЗ, следует, что это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.
Соответственно, предоставление этих средств и обеспечение возможности их использования, по сути, означает совершение БПА действий технического и юридического характера, позволяющих клиенту оператора получить и (или) использовать соответствующее электронное средство платежа. Под этим может пониматься, например, оформление и выдача БПА предоплаченных банковских карт. Данный вывод подтверждается и мнением специалистов (смотрите, например, материал Т.Н. Алексеева. Банки и банковские платежные агенты - правовое регулирование отношений // "Юридическая работа в кредитной организации". - 2013. - N 3).
Наконец, дополнительным аргументом в пользу того, что норма п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона N 161-ФЗ не предоставляет БПА права принимать на свой счет и переводить получателям безналичные денежные средства клиентов оператора, является, на наш взгляд, то, что при подобном толковании указанной нормы стала бы очевидной абсолютная нелогичность действий законодателя, который, установив жесткий контроль за получением БПА наличных денежных средств от физических лиц и последующим их использованием (открытие специального счета, требование о зачислении всех полученных средств на этот счет, установление исчерпывающего перечня операций по такому счету - п. 4 ч. 4, ч. 5, ч. 7 ст. 14 Закона N 161-ФЗ), позволил бы БПА свободно принимать на любые счета безналичные денежные средства указанных лиц и так же бесконтрольно осуществлять их использование.
В заключение отметим, что каких-либо официальных разъяснений или судебной практики по данному вопросу нам обнаружить не удалось. В связи с изложенным рекомендуем Вам обратиться за такими разъяснениями в Банк России.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

11 декабря 2018 г.

 

Все консультации данной рубрики