Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

26.03.2012
ВОПРОС:
Государственное бюджетное образовательное учреждение является получателем субсидий. В связи с последними изменениями законодательства сумма арендной платы, включая НДС, поступает от арендаторов на один внебюджетный счет и расходуется на усмотрение учреждения согласно плану финансово-хозяйственной деятельности.
Верно ли, что учреждение должно применять общий режим налогообложения и должно с 01.01.2012 уплачивать с арендной платы налог на прибыль? Возможно ли применение налоговых вычетов по НДС, в частности по коммунальным услугам на содержание сдаваемого в аренду имущества?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации бюджетное учреждение является самостоятельным плательщиком НДС. На него в общем порядке распространяются все права и обязанности плательщика НДС.
Главой 25 НК РФ предусмотрен ряд особенностей, распространяющихся на бюджетные учреждения - плательщиков налога на прибыль организаций. В остальном, что не касается указанных особенностей, бюджетное учреждение также исчисляет налоговую базу по налогу на прибыль в общем порядке.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ (далее - Закон N 83-ФЗ) внесен ряд изменений в отдельные законодательные акты РФ (в том числе в БК РФ) в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Так, согласно ст.ст. 41 и 42 БК РФ (в редакции Закона N 83-ФЗ, вступившей в силу с 1 января 2011 года) из неналоговых доходов бюджета, в частности, из доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, исключены доходы от использования имущества бюджетных и автономных учреждений, а также унитарных предприятий. Аналогичные изменения, вступившие в силу с 1 января 2012 года, внесены Законом N 83-ФЗ в п. 1 ст. 51 БК РФ, где приводится перечень неналоговых доходов федерального бюджета.
Согласно пп. 6 п. 1 ст. 13 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-I "Об образовании" в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указывается структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:
- осуществления приносящей доходы деятельности (для государственных и муниципальных учреждений - в случаях, не противоречащих федеральным законам);
- порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности.
Бюджетное учреждение является одним из видов некоммерческих организаций, что следует из ст. 120 ГК РФ. Согласно п. 3 ст. 298 ГК РФ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.
Таким образом, доходы, полученные бюджетным учреждением в виде арендной платы, поступают в его самостоятельное распоряжение и используются в соответствии с утвержденным в установленном порядке планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Согласно пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ бюджетные учреждения лишены права применять упрощенную систему налогообложения. Сдача в аренду нежилых помещений не входит в перечень видов деятельности, для которых возможно применение системы налогообложения в виде ЕНВД (п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Таким образом, в рассматриваемой ситуации бюджетное учреждение в отношении приносящей доход деятельности по сдаче в аренду нежилых помещений может применять только общую систему налогообложения (ОСН).
Отметим, что бюджетное учреждение при применении ОСН является плательщиком НДС на общих основаниях. На взаимоотношения бюджетного учреждения с арендаторами не распространяются нормы п. 3 ст. 161 НК РФ об арендаторах - налоговых агентах. Следовательно, на бюджетное учреждение-арендодателя в общем порядке распространяются:
1) обязанность по начислению НДС на сумму арендной платы;
2) право на применение налоговых вычетов в виде сумм НДС, предъявленных поставщиками (подрядчиками, исполнителями), соответственно, товаров (работ, услуг) в рамках облагаемой НДС деятельности бюджетного учреждения.
Напомним, в соответствии с общими положениями п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 171 НК РФ суммы НДС могут быть приняты к вычету при единовременном выполнении следующих условий:
1) товары (работы, услуги) приобретены для осуществления облагаемых НДС операций. В рассматриваемой ситуации они непосредственно связаны со сдачей в аренду помещений;
2) после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов;
3) при наличии должным образом (в соответствии со ст. 169 НК РФ) оформленного счета-фактуры.
Российские организации, вне зависимости от организационно-правовой формы (в том числе бюджетные учреждения), признаются плательщиками по налогу на прибыль на основании п. 1 ст. 246 НК РФ.
Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями (по налогу на прибыль организаций) регламентированы ст. 331.1 НК РФ.
Кроме того, из нормы пп. 1 п. 2 ст. 256 НК РФ следует, что имущество бюджетного учреждения, приобретенное в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемое для осуществления такой деятельности, признается амортизируемым имуществом. Следовательно, стоимость такого имущества погашается путем начисления амортизации и учитывается в расходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций по облагаемой налогом на прибыль деятельности.
Отметим также, что в соответствии с п. 3 ст. 286 НК РФ бюджетные учреждения уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода (первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (п. 2 ст. 285 НК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гильмутдинов Дамир

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

7 марта 2012 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики