Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
25.01.2019
- Организация планирует произвести переоценку основных средств собственными силами. Какой коэффициент организация должна применить при переоценке? Нужна ли комиссия для проведения переоценки основных средств в данной ситуации?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Для проведения переоценки ОС комиссию создать необходимо при любом варианте переоценки.
Выбрав метод индексации, организация, если позволяют условия, имеет право сама разработать индексы для переоценки или использовать индексы, разработанные НИИ статистики Росстата РФ на коммерческой основе.
Обоснование позиции:
Переоценка ОС регламентируются нормами ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01) и Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания).
Как указали судьи в постановлении Девятого ААС от 25.05.2016 N 09АП-14816/16, при проведении переоценки законодательство позволяет действовать двумя способами:
- согласно п. 15 ПБУ 6/01 самостоятельно произвести переоценку без привлечения сторонней организации-эксперта;
- заключить договор со специализированной оценочной организацией.
Значит, провести переоценку ОС организация может самостоятельно без привлечения специализированной оценочной организации (п. 15 ПБУ 6/01). Однако в такой ситуации возможен риск того, что налоговые органы могут не согласиться с результатами переоценки ОС, проведенной организацией самостоятельно, произвести перерасчет налогов к уплате и с суммы недоимки начислить пени и штрафы. Но, как показало указанное выше решение суда, налоговый орган может поставить под сомнение и результаты проведения переоценки и с привлечением оценщика.
Согласно п. 15 ПБУ 6/01 коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на конец отчетного периода) переоценивать группы однородных объектов ОС по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам (письма Минфина России от 02.07.2015 N 03-03-06/4/38202, от 05.02.2013 N 03-03-06/1/2474).
1. Порядок, периодичность, а также выбранный способ переоценки необходимо закрепить в учетной политике (письмо Минфина России от 23.04.2015 N 03-05-05-01/23462). При этом следует учитывать, что в последующем ОС необходимо переоценивать регулярно, чтобы стоимость ОС, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.
2. В целях проведения переоценки объектов ОС в организации должна быть проведена подготовительная работа по осуществлению переоценки объектов ОС, в частности, рекомендуется провести инвентаризацию для проверки фактического наличия объектов ОС, подлежащих переоценке (п. 44 Методических указаний).
3. Решение организации о проведении переоценки по состоянию на конец отчетного года оформляется соответствующим распорядительным документом (приказом), обязательным для всех служб организации, которые будут задействованы в переоценке основных средств, и сопровождается подготовкой перечня объектов основных средств, подлежащих переоценке.
Как видим, мероприятия по переоценке осуществляются коллегиально, следовательно, комиссия (группа по переоценке), объединяющая представителей соответствующих подразделений, должна быть создана. Например, в письме Минфина России от 08.02.2007 N 02-14-07/274, рекомендуя порядок проведения переоценки стоимости ОС и НМА бюджетными учреждениями, сказано: "8. Для проведения переоценки создается комиссия, в состав которой включаются представители экономических подразделений учреждения. Комиссию возглавляет руководитель учреждения или один из его заместителей". Аналогичные рекомендации представлены в письме Минфина России от 23.04.2003 N 03-01-01/11-126. Также сообщалось, что исходные данные для переоценки следует брать из аналитических данных бухгалтерского учета ОС, НМА и малоценных предметов, которые должны быть подтверждены результатами проведенной в учреждении инвентаризации имущества.
По нашему мнению, для проведения оценки ОС комиссию создать необходимо при любом варианте переоценки ОС.
4. В приказе о проведении переоценки необходимо отразить следующие данные: состав утвержденной комиссии по переоценке; перечень групп однородных объектов ОС, подлежащих переоценке.
При этом в перечне рекомендуется указать следующие данные об объекте ОС: точное название; дату приобретения, сооружения, изготовления; дату принятия объекта к бухгалтерскому учету.
5. Для документального оформления результатов переоценки целесообразно заполнить ведомость результатов переоценки однородных групп ОС. Организация вправе самостоятельно разработать такую форму ведомости (утвержденной формы такой ведомости нет), включив в него все необходимые реквизиты (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете") и закрепив в учетной политике.
Кроме того, в ведомости переоценки ОС необходимо указать следующую информацию: наименование ОС; инвентарный номер; дату приобретения; дату принятия объекта к бухгалтерскому учету; первоначальную или восстановительную стоимость основного средства на дату переоценки прошлого года, которая числится по дебету счета 01; данные о текущей (восстановительной) стоимости переоцениваемых объектов по состоянию на дату переоценки отчетного года; индекс переоценки; сумму дооценки (уценки) стоимости ОС; сумму начисленной амортизации по кредиту счета 02 "Амортизация основных средств" по состоянию на дату переоценки прошлого года; сумму амортизации после переоценки; сумму дооценки (уценки) начисленной амортизации (смотрите также п. 46 Методических указаний).
Переоценка объекта ОС производится путем пересчета его первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта. В п. 48 Методических указаний представлены примеры переоценки ОС.
6. Результаты переоценки необходимо зафиксировать в разделе 3 инвентарной карточки учета объектов ОС (унифицированная форма N ОС-6, утвержденная постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7 (если используется данная форма)).
Положениями п. 43 Методических указаний установлено, что под текущей (восстановительной) стоимостью объектов ОС понимается сумма денежных средств, которая должна быть уплачена организацией на дату проведения переоценки в случае необходимости замены какого-либо объекта.
При определении текущей (восстановительной) стоимости могут быть использованы: данные на аналогичную продукцию, полученные от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; оценка бюро технической инвентаризации; экспертные заключения о текущей (восстановительной) стоимости объектов ОС. Как указали судьи в постановлении Девятого ААС от 20.11.2017 N 09АП-52792/17, понятия текущей (восстановительной) и рыночной стоимости объекта основных средств не являются тождественными, поскольку в первом случае речь идет о воссоздании (в частности, приобретении) объекта в текущих условиях, а во втором - о его продаже в текущих условиях. Смотрите также Энциклопедию решений. Учет переоценки основных средств.
Выбрав метод индексации, организация, если позволяют условия, имеет право сама разработать индексы для переоценки или использовать индексы, разработанные НИИ статистики Госкомстата (Росстата) России на коммерческой основе (письмо Минфина России от 31.07.2003 N 04-02-05/3/63).
Смотрите также Вопрос: Применяемой в 2015 году учетной политикой организации установлено, что переоценка групп основных средств производится ежегодно, методом прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. Организацией в 2012 году принято решение о переоценке основных средств. В 2012-2014 годах группа основных средств была переоценена. Метод переоценки - экспертный с заключением договора с оценочной организацией. Может ли организация поменять метод переоценки на 31.12.2015 с экспертного на индексный? Может ли переоценка быть поручена специалистам самой организации? Можно ли в 2015 году совсем не проводить переоценку основных средств? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2016 г.); Вопрос: Организация применяет общий режим налогообложения. На ее балансе числятся основные средства (гостиничный комплекс, состоящий из отдельных домиков), которые принимались на учет методом сбора всех затрат в 2012 году. В отношении указанных основных средств была проведена независимая оценка, в результате которой выяснилось, что рыночная стоимость данных объектов значительно ниже той стоимости, по которой они числятся на балансе. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете уменьшение стоимости объектов ОС (гостиничный комплекс, состоящий из отдельных домиков)? Повлияет ли изменение их стоимости на налоговую базу по налогу на имущество организаций? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2014 г.).
Применительно к пошаговому алгоритму проведения переоценки приведем выдержку из постановления Седьмого ААС от 29.03.2012 N 07АП-121/12, в которой по сути, представлена последовательность действий, сопровождающих решение о проведении переоценки. Суд заключил, что у Общества отсутствует закрепленное в установленном порядке право на проведение переоценки и документальное оформление ее результата, а именно:
- порядок проведения переоценки и форма по которой оформляется результат переоценки, не отражен и не закреплен налогоплательщиком в учетной политике;
- не проведена инвентаризация для проверки фактического наличия объектов ОС;
- отсутствует решение о проведении переоценки;
- не создана комиссия по переоценке основных средств;
- не составлен перечень объектов либо групп однородных объектов ОС, подлежащих оценке;
- не установлен перечень документов по переоценке имущества и их использование в учетной политике.
- непроведение переоценки подтверждается и тем, что результаты переоценки объекта ОС не отражены в разделе 3 инвентарной карточки учета объекта ОС (унифицированная форма N ОС-6);
- суммы дооценки объектов основных средств в результате переоценки не отражены в бухгалтерском учете результатов переоценки.
Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Учет переоценки основных средств;
- Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет добавочного капитала, сформированного при дооценке внеоборотных активов;
- Энциклопедия решений. Переоценка внеоборотных активов (строка 1340).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шашкова Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена
26 декабря 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним